Смешивать бывает полезно

Когда в 70–е годы XX века участники нефтяного картеля ОПЕК ввели эмбарго на поставки сырья, мир стало лихорадить энергокризисами...
Когда в 70–е годы XX века участники нефтяного картеля ОПЕК ввели эмбарго на поставки сырья, мир стало лихорадить энергокризисами. Разъезжающие по американским хайвеям на «Крайслерах» и «Шевроле» парни время от времени крепко (и с жестикуляцией) ругались на заправках, где красовалась табличка «Бензина нет». Прожорливые двигатели изделий автопрома США конструировались, видимо, с верой в неиссякаемость нефтяного ресурса. Но напряженность на Ближнем Востоке, выливающаяся в острые конфликты, подобные ирано–иракской войне, а также «капризы» ОПЕК показали обратное.

Быстрее всех в этой новой обстановке разобрались японцы. Не имея ни нефти, ни газа, ни могучей армии, способной вторгаться в чужие распри и брать под контроль не только ситуацию, но и источники сырья, жители Страны восходящего солнца смогли обратить недостатки во благо. На мировой рынок уверенно выехали экономичные «Ниссаны» и «Тойоты», «Хонды» и «Мицубиси»... С тех пор сложился крепкий стереотип, что самые скромные «топливные» аппетиты у японских авто.

Хотя принцип экономии взяли на вооружение корпорации всего мира. А некоторые исследовательские фирмы пошли еще дальше, предложив заменить ископаемое топливо растительным. Далеко продвинулись бразильцы, используя для заправки автомобильных баков традиционную культуру — сахарный тростник. Находка оказалась оригинальной и прибыльной. Автомобилей в стране грандиозных карнавалов и футбольных королей с каждым годом становится больше, а растение тем временем не иссякает. Добрая половина машин в Бразилии нынче заправляется полученным из тростника этанолом, остальные — бензиноэтаноловой смесью. Ликуют экологи, радуются правительственные экономисты, подсчитывая экономию в миллиарды долларов.

Опыт латиноамериканской страны несколько лет назад взял на вооружение Китай, приступив к разработке масштабных «этаноловых» программ...

Кстати, для выпуска биотоплива вовсе не обязательно использовать тростник. По мнению ученых, подходят и культуры, более традиционные для наших широт. Например, кукуруза или рапс... И, может быть, у кого–то это вызовет удивление, но в Беларуси природным горючим машины уже заправляют. Причем не первый год...

В свое время о возможности использовать на заправках местное топливо задумались в поселке Новоельня Гродненской области. Инициатором внедрения новой технологии выступил кандидат экономических наук, директор ОАО «Новоельнянский межрайагроснаб» Алексей Скиба. Еще зимой 2001 года на предприятии было решено: начинаем выпуск горючего из рапса. Руководитель и сотрудники собрали и обработали массу информации. Изучили мировой опыт. Провели собственные исследования. А дальше, как вспоминает Алексей Скиба, начались... «бюрократические рогатки». Почти три года в различных инстанциях шло согласование «параметров подготовки нового производства». Возможно, инновация застряла бы в стадии бюрократических процедур на долгие лета, но на разработку обратил внимание Президент. И дело пошло. В октябре 2004–го выпуск биодизельного топлива (смесь продукта из рапса с дизтопливом) стартовал. «Минэкономики, Минсельхозпрод, Минфин и Гродненский облисполком сделали все возможное, чтобы к 2008 году предприятие вместе с учеными выполнило поручение Президента — выпустило не меньше 20 тысяч тонн биодизеля», — говорит А.Скиба. Распределение объема по годам четко расписано: в 2006–м производство должно составить 5 тысяч тонн, в 2007–м — 7 тысяч тонн, а в 2008–м — 8.

Для экологии новый энергоноситель практически безвреден, а в экономическом плане, по утверждению директора Новоельнянского межрайагроснаба, дает только преимущества. Любопытно, что биодизельное горючее можно успешно смешивать с серийным топливом белорусских нефтеперерабатывающих заводов. Причем «разбавлять», как это ни удивительно, разрешается в любой пропорции. Разные соотношения дают и разную экономию.

Еще одним несомненным плюсом является и то, что производство нового горючего — фактически безотходное мероприятие. При переработке семян рапса получается масло и жмых. Последний — ценная кормовая добавка для скота. Учитывая высокое содержание белка, 1 килограмм рапсового жмыха, по данным специалистов, экономит 3 — 4 килограмма зерновой смеси. Получается, и трактор можно заправить, и кабана накормить.

В новоельнянском агроснабе часть машин и тракторов работает на фирменном топливе. С десяток соседних сельхозорганизаций из Дятловского, Новогрудского и Кореличского районов закупают биодизель в Новоельне и о качестве его отзываются только положительно: техника на новом горючем работает безукоризненно. «Все это позволяет говорить о готовности к массовому производству и реализации нового продукта всем предприятиям реального сектора страны и автовладельцам, у которых установлен дизельный двигатель», — уверен Алексей Скиба.

Поставить разработку на серьезный конвейер поможет ее включение в перечень финансируемых государством инвестиционных проектов. «Если к 2008 году нам удастся выпустить запланированные 20 тысяч тонн, то впору будет ставить вопрос об использовании биодизеля во всех регионах страны», — отмечает директор Новоельнянского межрайагроснаба. Конечно, для тиражирования новой технологии потребуются солидные инвестиции. Однако в отдаче вложенных средств разработчики не сомневаются. Ведь нефть в ближайшем будущем вряд ли будет дешеветь. А плантации рапса всегда можно расширить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter