“Смешанные чувства” Александра Ефремова - премьера в Театре-студии киноактера

Смешанные чувства

Каждый придумал себе, как оно должно быть. А оно не так! И мы пытаемся подогнать этот хаос под свою систему координат. А он не влазит и не натягивается! Опустошив себя до краешков, ничего не остается, как принять и быть счастливым в этом бардаке. Если бы я могла подумать, что буду сейчас, здесь и с вами. Я и вообразить бы этого не могла, лет... “надцать” назад! Я пришла бы в ярость и не согласилась с сюжетом. Но теперь могу сказать лишь одно — слава Богу, что так! Вот как в человеке смешиваются чувства.

На прошлой неделе я была приглашена в Театр-студию киноактера на премьеру постановки Александра Ефремова по пьесе Ричарда Баэра  “Смешанные чувства”. Там сюжет простой. Он и она. Два главных исполнителя на сцене — Елена Одинцова и Александр Кашперов и трое в ролях певицы и двух грузчиков. Грузчики такие правдивые, что я все вспоминала своих Жору и Гришу. Георгия и Григория (нарочно не придумаешь), которые год назад помогали мне перевозить вещи. От такого близкого сходства каждый раз приходила в восторг, когда на сцене появлялись Сергей Лапаницын и Антон Жуков. Браво!


Ой, сюжет! Приятельствовали когда-то две семейные пары, и вот жизнь распорядилась так, что у него умерла жена, а у — нее муж. “Почему бы не жениться на Кристине?” — подумал Герман. С этого все и началось. Но они разные, и Герман поначалу кажется отвратительным в своем скрупулезном отношении к тратам, ведь, пригласив ее в ресторан, потом только и говорил, что об огромном счете, который стал еще больше, когда она захотела малину. В феврале. За 12 долларов! Что должна сделать уважающая себя женщина? Выставить скупердяя за дверь, впихнув ему в карман деньги. Так мы все себе рисуем реальность. Но не получается. И вместо этого... остаемся вместе с этим несовершенным человеком на всю жизнь, чтобы принимать потом разговоры о завышенных ценах на шубы и дороговизну конфет, которые так хочется съесть, несмотря на 50 долларов за коробку.

А она такая манерная! И в ней хватает лицемерия. Любви к выставлению жизни в розовом свете. А на самом деле... ее дочери тоже не очень-то стремятся провести отпуск с пожилой мамой. Как и его сын. Ого! Кажется, у них хватает общей боли. И вы, конечно, догадались, что Герман и Кристина будут вместе, несмотря на то что грузчики уже вынесли все ее вещи из квартиры. Почему она осталась? Ведь решила же бросить Нью-Йорк, чтобы не вспоминать о былом, и улететь во Флориду. И почему она осталась с ним?! Вообще непонятно и понятно до слез.

Пьесу американского драматурга на славянской земле впервые поставил российский режиссер Леонид Трушкин в 2003 году на сцене Театра эстрады. Главные роли тогда исполнили Инна Чурикова и Геннадий Хазанов. Драматург Баэр отреагировал на этот факт словами: “Постановка в России особенно близка моему сердцу, так как мои дедушка и бабушка по материнской линии и вся их родня из деревни Узляны под Минском. В девятисотом году они эмигрировали в Америку. На их новой родине, как всем иммигрантам, им поначалу пришлось несладко. Но всем находится место под солнцем! Жду не дождусь, когда приеду в Москву. Давно хочется увидеть страну, откуда пошли мои корни...” И мне жаль. Жаль! Что не случилось Ричарду Баэру дожить до этого момента, потому что именно эта постановка, именно на его родной земле, в Беларуси, на мой взгляд, звучит не просто смехом над некоторыми вещами, которые, как мы по своей молодости полагаем, не вяжутся с пожилым возрастом. Ага! Желание любви и секса в шестьдесят лет, но, как говорит герой: “Это нормальнее проявление человеческой физиологии!” В варианте Александра Ефремова актеры не пытаются  педалировать эти моменты, убрав много смешного про “ниже пояса” и сделав акцент на стремлении людей (в любом возрасте!) обрести теплоту общения и насытить жизнь набором обычных радостей, таких как семейные посиделки и прогулки по вечернему заснеженному городу. Вдвоем, под ручку. С небольшими спорами и перебранками, подколками друг друга и трогательной заботой. Любо-о-о-о-о-вью...

Ой, как я плакала. А потом смеялась. И снова плакала оттого, что этот животик Кашперова совсем не мешает ему быть героем-любовником четвертой четверти жизни. И отмечала про себя, что на театре мне уже не нужно быть удивленной ярким светом, громкой музыкой и тем, как актер может провисеть, держась руками за люстру, аж десять минут. Мне уже подавай глаза в глаза. Собственно, все то, что лет в двадцать казалось таким тоскливым и правильным. И разве ж я могла подумать тогда, что буду плакать просто так, не под звуки голоса Ника Кейва, а под фразу Елены Одинцовой: “Спасибо вам за то, что в этой стекляшке вы с таким упорством хотите видеть бриллиант!”

Как уже писала, жизнь удивляет нас нами. И я довольна этим вариантом. И так скажу: “Смешанные чувства” — одна из жемчужин этого белорусского театрального сезона. Благодарю Александра Ефремова за возможность чувствовать себя живым человеком в компании живых людей. Люблю вас, артисты, и жду новый сезон Театра-студии  киноактера, который начнется именно с этой постановки 4 сентября 2018 года.

А зрители, слушайте! Сходите в Киноактера в принципе. Там сцена близко к зрителю, там не обманывают.

sulimovna@rambler.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter