Главный тренер конькобежной сборной Сергей Минин: перед важным стартом спортсмены прячут коньки под подушку

Сменить овал на кольца

Вчера львиная доля белорусской олимпийской делегации вылетела в Пхенчхан. В том числе и конькобежцы. Столь же многочисленной сборная белорусских конькобежцев на Олимпийских играх была лишь однажды. В 2002 году в Солт-Лейк-Сити. С тех пор — затишье, на фоне которого нынешние пять лицензий — настоящий подарок. Спасибо за него стоит сказать не только Международному олимпийскому комитету, в последний момент подарившему оказавшимся в ближайшем резерве белорусским спортсменам дополнительные путевки на Игры, но и главному тренеру команды Сергею Минину. Экстравагантный мотиватор сумел разогнать команду так, что перед отлетом в Южную Корею Марина Зуева всерьез рассуждала о возможности медального финиша, а ветеран Виталий Михайлов напоминал, что год назад, на проходившем в Пхенчхане чемпионате мира, он оказался в шаге от пьедестала. 

Фото Виталия Пивоварчика

— Если честно, я пока не понял, стали дополнительные квоты для нас приятным сюрпризом или же дополнительной ответственностью. Болельщикам с трибун нередко вообще сложно разобраться, как их распределяют: в некоторых видах конькобежной программы квоты, например, ограничены всего дюжиной спортсменов, и даже лидеры могут не пробиться на Игры. В Беларуси тех, кому немного не хватило, было трое, но мы до последнего ждали, что их пригласят. 

— Как ребята восприняли подарок?

— Настроение у всей команды заметно улучшилось. Чувствуется, что спортсмены настроены на серьезную борьбу. Главное теперь — уберечь их от болезней и травм. Если все сложится хорошо и удастся показать свои лучшие секунды, есть надежда выступить даже лучше, чем год назад на чемпионате мира. Тем более что мы уже знаем, какие там условия: от стадиона до меню. Было бы, кстати, неплохо, чтобы лед был такой же, как и на чемпионате мира. Тогда корейцы немножко схитрили и пригласили готовить лед специалистов, работающих на одном из самых быстрых катков мира — в Калгари. Итог — равнинные рекорды мира, много личных достижений. От этих секунд мы и отталкиваемся в своих ожиданиях. Основные связаны с масс-стартом, который завершает программу и всегда непредсказуем. На чемпионате мира Виталий Михайлов, напомню, финишировал четвертым, уступив обладателю бронзы всего полконька. Марина Зуева может порадовать на дистанциях 3 и 5 тысяч метров. Я, например, не исключаю и появление Марины на пьедестале. Плюс Игнат Головатюк, который в своем возрасте имеет шанс закрепиться среди лидеров. В прошлом году его мировой рейтинг был в районе 40-го места, сейчас он 13-й.

— Две предыдущие Олимпиады прошли без белорусских конькобежцев. С чем связан нынешний подъем?

— Нам удалось собрать хороший коллектив: начиная от руководства и заканчивая спортсменами. Очень важно, что на каком-то этапе все поверили в молодое поколение спортсменов и тренеров и перестали бояться их поддерживать. 

— С экипировкой нет проблем?

— Мы всем обеспечены, трудностей нет даже у юниорских команд. Вопросы возникают лишь к таким нюансам, как, скажем, ботинки по слепку ноги. В нашем виде спорта — очень актуальная вещь, но чтобы получить такие, нужно показать результат и дождаться очереди. В основной команде у всех есть. С другой стороны, важно понимать, что обе компании, которые производят коньки для скоростного бега, голландские. Они никогда не раскроют секрета, какой состав металла у спортсменов из Нидерландов и у остального мира. 

Фото Виталия Пивоварчика

— Биатлонисты и лыжники возят с собой целые сервис-бригады. А кто занимается заточкой коньков?

— Здесь у нас не все просто. Сервисменов в стране нет вообще. Я научился сам. Читал в интернете, консультировался, долго практиковался. Приходится работать с дорогим высокоточным оборудованием, знать, как правильно делать и радиус, и овал, и загиб для прохождения поворотов. Для каждого спортсмена эти параметры подбираются индивидуально с учетом техники, веса, катка, состояния льда, вида программы. Научиться всему этому не так и просто, так что сейчас я лично готовлю лезвия для всей команды. На это, кстати, уходит огромное количество времени, потому что от точности заточки зависит очень многое. Настоящее колдовство!

— Это можно сделать заранее?

— Нет, обычно лезвия доводятся с вечера. После этого с ними нужно обращаться крайне осторожно. Даже в сумку класть нельзя, потому что они могут там соприкасаться друг с другом. Обычно спортсмены просто несут их в руках, как самую дорогую и хрупкую вещь. Кладут рядом с собой. Некоторые даже на полном серьезе под подушку прячут, чтобы ничего не случилось. Мелочей в конькобежном спорте не бывает, но из них в итоге и складываются большие победы.

komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter