Смена эпохи.

Киргизия обрела нового президента.

30 октября в бывшей советской среднеазиатской республике, пережившей в прошлом году очередной государственный переворот (его теперь в Киргизии принято именовать революцией), прошли выборы нового главы государства. Принять участие в них первоначально собирались 84 человека, это рекорд постсоветского пространства. Для того чтобы остановить поток желающих побороться за президентское кресло, местной Центральной избирательной комиссии пришлось вводить денежный залог в размере 20 с лишним тысяч долларов. Кроме того, часть кандидатов была не допущена к выборам из-за того, что они либо не сумели собрать необходимого числа подписей в свою поддержку, либо не сдали экзамен по государственному языку, либо добровольно отказались в пользу других кандидатов. В итоге до финишной прямой добрались лишь 16 человек.

Еще задолго до голосования большинство экспертов отдавали первое место считавшемуся ставленником севера страны, временному премьер-министру и лидеру правящей Социал-демократической партии Алмазбеку Атамбаеву. На его стороне был мощный административный ресурс, большой избирательный фонд и, что немаловажно, симпатии России. В итоге он уже в первом туре набрал 63 процента голосов избирателей и стал законно избранным главой государства. Его ближайшие преследователи (представители неспокойного юга) – бывший глава МЧС, лидер партии «Ата-Журт» Камчыбек Ташиев и бывший секретарь Совета безопасности Киргизии и лидер партии «Единый Кыргызстан» Адахан Мадумаров – получили на двоих всего 30 процентов голосов. Остальные 13 претендентов не смогли набрать даже 1 процента.
Таким образом, в жизни республики сменилась целая эпоха. Ранее президенты в Киргизии менялись только в ходе революций. Теперь Атамбаев, который будет согласно новому варианту Конституции руководить страной всего один шестилетний срок, 31 декабря получит власть из рук своей соратницы по Социал-демократической партии и нынешней и.о. главы государства Розы Отунбаевой. Сама она участвовать в выборах не имела права, да, вероятно, и не очень хотела. Как ожидается, в следующем году она переберется в Нью-Йорк, где будет работать в ООН. В историю страны она уже и так вошла, став первым руководителем Киргизии, добровольно и мирно покинувшим свой пост.
С избранием нового главы государства в республике завершился переходный период, который продолжался с апреля 2010 года, когда в ходе народных волнений, сопровождавшихся гибелью десятков человек, был низложен режим Курманбека Бакиева. В стране возник вакуум власти. Созданное мятежниками «временное правительство» взяло всю полноту власти на себя. Временным президентом Киргизии на переходный период, ограниченный 31 декабря 2011 года, стала Отунбаева. Ее полномочия были утверждены на референдуме в июне 2010 года, прошедшем сразу после межнациональных погромов в южных областях страны. Позднее была одобрена и новая Конституция страны. По ней Киргизия стала не президентской, а парламентской республикой.
После объявления итогов голосования, в котором приняли участие чуть более 60 процентов избирателей, основные противники Атамбаева – Ташиев и Мадумаров, для которых прошедшие выборы являлись последним шансом взять потерянную полтора года назад власть, заявили, что, поскольку в ходе голосования были выявлены многочисленные нарушения, своего поражения они не признают. Они потребовали пересмотреть официальные результаты и пригрозили организовать масштабные акции протеста. Однако дальше слов дело так и не пошло. Несмотря на многочисленные нарушения (тысячи граждан так и не нашли себя в списках избирателей, были фальсификации с подсчетом голосов и т.д.), Центризбирком республики сосчитал голоса все-таки более-менее честно.
Это подтвердили и западные наблюдатели. Они также зафиксировали махинации, однако прошедшие выборы оценили все же положительно. Таким образом, Запад отказался брать на себя ответственность за возможную эскалацию насилия. Ведь еще задолго до голосования противники Атамбаева заявляли, что в случае победы они расправятся с революционерами 2010 года. Непризнание Европой и США результатов выборов дестабилизировало бы обстановку.  Неспокойный  юг,  поддерживающий свергнутого президента Бакиева, мог бы восстать, что привело бы к появлению в Средней Азии очередной горячей точки.
Теперь многих волнует вопрос: кого же получила одна из беднейших республик Средней Азии в качестве нового главы государства. Помимо того что Алмазбек Атамбаев является верным соратником Розы Отунбаевой, он еще и один из самых богатых людей в стране, уже дважды принимавший участие в президентских выборах – в 2000 и 2009 годах. Занятие политикой он успешно совмещал с бизнесом. Перед прошедшими выборами он позиционировал себя как во всех отношениях умеренный и ответственный политик, ориентированный на тесное сотрудничество с Россией, где работают сотни тысяч граждан страны, денежные переводы которых на родину составляют существенную часть ее ВВП. Поэтому накануне выборов он нередко появлялся в новостных сюжетах вместе со своим российским коллегой Владимиром Путиным. Атамбаев также пообещал присоединить Киргизию к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана.
Пока у Атамбаева есть все предпосылки для того, чтобы нормализовать обстановку. Реформа Основного Закона страны, затеянная год назад, существенно урезает его полномочия. Существенно изменена система формирования парламента, ни одна партия не может иметь в нем подавляющего числа голосов. Избирательные комиссии формируются при активном участии оппозиции. В следующем году должны пройти изменения в местном самоуправлении и судопроизводстве. Будет заменено до 70 процентов членов Верховного суда. Ожидается реформа правоохранительных органов и энергетической отрасли. Однако будут ли все эти планы доведены до логического конца, зависит уже от воли и усилий президента.
При этом перед Киргизией стоят очень серьезные вызовы в виде экономического кризиса, из которого, впрочем, страна за все 20 лет своей независимости так и не вышла; до сих пор тлеющего конфликта между киргизами и узбеками; роста наркотрафика и увеличения числа религиозных экстремистов, которые все более активно заявляют о себе. Так что, несмотря на то что смута в стране вроде бы закончилась, Киргизию еще ждут суровые времена.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter