Кризис жанра: многие юмористы сегодня не способны угодить пресытившейся публике

Смех да и только

В преддверии отмечаемого в начале ноября дня рождения Клуба веселых и находчивых капитан некогда суперпопулярной команды «Федор Двинятин», а ныне генератор идей в развлекательной сфере Александр Гудков в ток‑шоу нелестно отозвался о нынешнем состоянии КВН. Мол, в эру YouTube шутки уже не живут неделями и тем более месяцами, в то время как между записями выпусков КВН и эфирами проходит слишком много времени. По мнению юмориста, формат передачи не подходит под современное информационное поле. «КВН, конечно, умер», — подытожил Гудков. Мнения наших спорщиков по этому поводу разделились. Одному кажется, что и формат, и уровень, и содержание шуток современных команд — вчерашний день и в эпоху интернета и соцсетей люди смеются не над тем, что предлагают веселые и находчивые. Второй же настаивает: сиюминутные поводы для шуток приходят и уходят, а по‑настоящему качественный юмор — вне времени и быстро сменяемых трендов. Интересно, что скажет на этот счет наш рефери?

   
   

Все там будем

Удивлена, Александр, что сегодня опять приходится констатировать смерть КВН. Еще лет десять назад написала в соцсетях пост в духе «КВН уже не торт», и мне прилетели однообразные комментарии от знатоков жанра: «Так давно уже», типа проснулась. Юморная передача на ТВ была актуальна, когда не существовало альтернатив. Сегодня, вооружившись библией стендап‑комика, искрометный юморист может найти себе крайне широкое применение. Качественных импровизаторов ищут для съемок скетч‑шоу, в рекламе, анимации, на корпоративах и в ситкомах. Не буду отрицать, прежний КВН как раз и выступил таким отличным трамплином для его участников — и многие звезды программы, учуяв за собой талант, предпочли поскорее стать сценаристами собственных проектов и продюсерами частных компаний. Один бывший кавээнщик даже до президентского кресла соседней страны взлетел. Так что былую мощь ТВ‑проекта все‑таки признаю. 

«Сейчас скорость изменений такая, что иногда кажется, самое интересное происходит, пока ты моргаешь» (Дмитрий Брейтенбихер, финансист). 

Но время ушло. Мне кажется, главный сдерживающий фактор на телевидении — цензура, не все шутки юмора там уместны. А современные молодые люди, взращенные интернетом, уже дышат и чувствуют совсем не так, как «люди из телевизора», юмор которых выхолощен и натужен. Многие не хотят связываться с такой неповоротливой структурой, как ТВ, когда есть возможность запросто выходить к свободному микрофону и шутить обо всем на свете: для этого достаточно записывать свои выступления на телефон и выкладывать их в YouTube в режиме реального времени. 

Еще один нюанс: КВН — это командная игра, есть в ней некий привкус прежних установок на общность коллектива. А нынешняя молодежь, по моим наблюдениям, несколько аутична, разобщена гаджетами и легче вступает в коммуникации в виртуальном пространстве. Многие мечтают стать блогерами, каждое утро по радио слышу рекламу: научим вашего ребенка стать звездой интернета, блоги под ключ, помощь в продвижении и так далее и тому подобное. Скоро на улице и поздороваться будет не с кем, все станут блогерами и стендаперами и окончательно растворятся в алгоритмах. Привет, матрица! А теперь давай подумаем, Саша, как хорошему юмористу легче и быстрее прославиться: пройти многоступенчатый отбор в империю Маслякова или включить телефон и похулиганить в соцсетях, моментально отыграв контекст текущего дня и собрав тысячи, миллионы лайков? Где проще хайпануть? Ответ очевиден. 

И потом, КВН во времена нашей с тобой молодости — это всегда была культура подтекста, двойная игра, иносказание, от шуток участников мы ждали остроты и пикантности, чего‑то сладко‑запретного и освежающего на сером фоне бытия. В современном же пестром мире, когда в информационном пространстве можно круглыми сутками потреблять контент на любой вкус, прости, вообще не вижу никакого стимула выжидать месяцами очередную лигу КВН, чтобы над чем‑то там позавчерашним слегка улыбнуться. Другое дело, что и сетевые стендап‑комики вместе с телеграм‑комиками и их юмором совсем не радуют, исчезла вместе со вседозволенностью и глубина мысли, что ли? Все как‑то на поверхности, на уровне мемов, шуток, перешуток, и пошла‑поехала множиться энтропия по венам соцсетей. К счастью, встречаются в этом суррогате и забавные вещи. Совершенно точно знаю, что без юмора не прожить, а вот без КВН — вполне себе можно. 

viki@sb.by

Восставшие из зада

Отчасти, Вика, я с тобой соглашусь: телевизионный КВН в его нынешнем виде вчистую проигрывает многим другим юмористическим передачам. Шутят там по‑прежнему задорно, но зачастую не так, как многим хотелось бы с позиций сегодняшнего дня. У молодежи юмор иссяк? Нет, кавээновское движение неплохо себя чувствует. Правда, не все, о чем шутят веселые и находчивые, покажешь по ТВ. Ибо формат семейной передачи в прайм‑тайме не предусматривает, допустим, острополитических скетчей или юмора на грани. То есть всего того, что с избытком предлагают альтернативные источники, в том числе и интернет.

«Там, где шутки кончаются, начинается юмор» (Вернер Финк, немецкий кабаретт‑комик, актер и писатель).

Сказывается и недостаток хороших авторов в командах. Авторы нынче не хотят оставаться в тени — они жаждут славы, и, как только из‑под клавиатуры выходит нечто, на их взгляд, смешное и остроумное, устремляются в стендаперы. Последних, насколько можно судить по ТВ и YouTube, выше крыши. Вот только средний уровень их выступлений — около плинтуса и ниже. Актуальность и злободневность шуток? Помилуй, Вика, это смешно. Увидел что‑то забавное и тут же отреагировал — для этого, например, вечернее телешоу на российском Первом канале есть. Там, кстати, если перегибают палку, нередко впоследствии приносят извинения. А стендаперы не извиняются. Эпатажность — их конек. Давно прошли те времена, когда мат с телесцены Comedy Club шокировал — сейчас он есть даже в сериалах, где его (пока) «запикивают». Резиденты же Comedy Club и уже завершившего свою историю Comedy Woman кажутся невинными овечками на фоне разошедшихся стендаперов.

На днях вычитал: Forbes подсчитал доходы российских звезд YouTube. Лидеры — юмористический канал Labelcom, стендап‑комик с ТНТ Нурлан Сабуров (кстати, тоже выходец из КВН) и его партнеры. На третьем месте — констатировавший смерть КВН бывший кавээнщик Александр Гудков. Стендап‑шоу на YouTube собирают в среднем от двух до пяти миллионов просмотров. Неплохо, но я бы не сказал, что это оглушительный успех…

Stand Up — шоу не гламурное и не семейное, а народное. А народ у нас разный. Кому‑то и сортирный юмор заходит, и мат ласкает слух, а кому‑то хочется, чтобы «великий и могучий» использовался более изящно. 

Хорошая шутка, меткое словцо… Тот, кто способен с ходу выдать это публике, — безусловно талантливый человек. Увы, чтобы найти такой талант в бесконечной череде развлекательных шоу, нужно перелопатить уйму словесных нечистот. Клубу веселых и находчивых на протяжении многих десятилетий это удавалось. И многие выходцы из КВН двигают вперед корабль юмора на постсоветском пространстве. Те же бывшие члены легендарных команд «Утомленные солнцем», «Новые армяне», «Сборная Пятигорска», «МаксимуМ», «Уездный город», «Сборная Санкт‑Петербурга»… У «Уральских пельменей» и вовсе своя программа, которая на фоне других юмористических передач поистине луч света в темном царстве. Есть, Вика, качественный юмор в КВН и сейчас. Только искать его там нужно более тщательно, ведь уровень шуток команд во многом зависит от общего уровня юмора в стране. А может, нам в силу жизненного опыта кажется, что КВН уже не тот, что раньше?.. Как и тому же Александру Гудкову, который просто вырос из масляковских штанишек и шутит теперь совершенно иначе? Кстати, многие шикарные шутки его команды «Федор Двинятин» ушли в народ и популярны до сих пор. Вспомните: «Спасибо нашим поварам, что отхожу к другим мирам», «Диета — это как родео: не удержишься — разнесет к чертовой матери!»… И мое любимое: «Ничто человеческое нам не нужно!» Хорошие шутки вне времени. Будут они — вновь засияет и звезда КВН. А там и другие подтянутся.

nesterov@sb.by

Брейк!

Ребята, вы рассуждаете, как два премудрых богомола над оструганным тельцем Буратино: пациент скорее жив, чем мертв, или пациент скорее мертв, чем жив? Откровенно говоря, пациент скорее зомби. То есть мертв, но шевелится, издает странные звуки и мечтает о главном: наконец‑то заполучить мозги. Так что позиция Виктории к истине ближе. Ей и достается победа. 

Расцвет КВН, как мы помним, пришелся на 1980‑е и начало 1990‑х: была перестройка, объявили гласность, и юмористы получили наконец‑то возможность шутить и раскованно, и рискованно, причем необязательно на политические темы, ибо повседневная жизнь давала авторам злободневных скетчей массу поводов отточить перо. Ну а в 1990‑е голодным людям, лишенным элементарных жизненных благ, только и оставалось, что взбадривать себя шуточками — наш человек жизненные неурядицы встречает именно так, у нормальных людей нытье не в чести. Тогда появились и «Одесские джентльмены», и «Махачкалинские бродяги», и «Эскадрон гусар»… И шутили ярко, так, что до сих пор вспоминаем, а многие реплики тогдашних кавээнщиков и писателей‑сатириков ушли в народ, здесь Александр прав абсолютно. 

Увы, во времена более сытые и спокойные уже не до сатиры — некогда, у нас на обед митболы со смузи, а завтра рейс на Таити, опять же машину уже два года не меняли, перед соседями стыдно: именно так отговаривались от меня наевшие животики московские знакомцы, некогда блиставшие в КВН. И поводы для шуток поменялись, скатившись в потребилово и секс — туда же, куда внезапно ухнули все темы для разговоров. Умная шутка ушла, остался площадной юморок, и КВН сегодня больше похож на бредущего в никуда спотыкашку‑зомби, причитающего: «Мозги‑и, мозги‑и…» Впрочем, современные стендаперы — это и вовсе белые ходоки какие‑то. Тьфу‑тьфу‑тьфу, не дай бог приснятся.

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter