Что белорусы знают об органических продуктах и готовы ли их покупать?

Слышал звон, да не знаю, полезен ли он...

Рынок органических продуктов — один из самых быстрорастущих и привлекательных сегментов мирового рынка продовольствия. За последние 15 лет он вырос более чем в 5 раз. И предположительно к 2020 году спрос на экопродукты возрастет до 200—250 миллиардов долларов! Крупнейшие национальные рынки — США (36 миллиардов долларов в год), Германия — 10,5 миллиарда и Франция — 6,8 миллиарда. Больше всего органических продуктов на душу населения потребляют европейцы. Так, если американцы в среднем в год тратят на них только 106 евро на человека, то швейцарцы — 221, люксембургцы — 164, а датчане 162 евро. 

Фото pixabay.com

Здоровый образ жизни сегодня становится не просто трендом, а стилем жизни. В XXI веке люди заинтересованы уже не столько в количестве еды, сколько в ее качестве. А по этому критерию у органических продуктов нет конкурентов. Препоной может быть лишь высокая цена: в среднем они дороже своих традиционных аналогов на 30—140 процентов. Но опасная еда, по данным Всемирной организации здравоохранения, может стать причиной более 200 заболеваний — от расстройств пищеварительной системы до онкологии. По оценкам ВОЗ, каждый год 600 миллионов человек — почти каждый десятый житель планеты — заболевают именно по этой причине.

Здоровье же — самый важный аспект производства продуктов.

Как же дела обстоят у нас? Формирование условий для организации органического производства предусмотрено Программой социально-экономического развития Беларуси на 2016—2020 годы. Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития до 2030 года, доля органических земель в нашей стране в общей площади сельхозугодий должна достигнуть 3—4 процента. 

Пока мы в числе аутсайдеров. Бутан поставил перед собой цель через 20 лет перейти на стопроцентное натуральное земледелие и животноводство, Дания в течение 10 лет надеется половину сельхозпроизводств перевести в органическое русло, в Швеции половина продуктов, поступающих в школьные столовые, — экологически чистые. 


В октябре в Минске прошла презентация масштабного социологического исследования об отношении белорусов к органическим продуктам. Это стало возможным благодаря поддержке шведских партнеров из коалиции «Чистая Балтика». Инициатор — Центр экологических решений, а провел его Информационно-аналитический центр при Администрации Президента.

В рамках исследования методом телефонного интервью опрашивались жители таких крупных городов, как Минск, Гродно и Могилев (400 человек), методом уличного опроса — покупатели и потенциальные покупатели органической продукции (120 человек, г. Минск), методом глубинных телефонных и личных интервью — фермеры, переработчики органической продукции, а также менеджеры торговых сетей (30 человек).

Интерес к развитию органического сельского хозяйства в Беларуси, как заметил директор Центра экологических решений Евгений Лобанов, вызван многими факторами: активным обсуждением законопроекта «Об органическом сельском хозяйстве», появлением новых производителей (сегодня их уже 23), повышением интереса к такой продукции со стороны населения.

Исследование, как озвучил специалист по органическому сельскому хозяйству Центра экологических решений Любомир Клепач, зафиксировав некую точку развития, позволило понять, о чем думают фермеры, готовы ли к органическим продуктам потребители, что в планах у переработчиков и торговли и в каком направлении надо работать обществу в целом. Выбор городов был отнюдь не случаен. В Минской и Гродненской областях больше всего производителей и переработчиков органической продукции. Могилевщина же в этом разрезе серьезно отстает.

Как правило, определения органической продукции, данные участниками опроса, были корректными и в первую очередь касались ее выращивания без использования вредных химикатов и ГМО. Но даже те, кто якобы имел представление об «органике», в своих ответах не затрагивали важные отличительные черты таких товаров, как специальная маркировка и сертификация. В потребительском восприятии произошло смешение таких категорий, как «органические», «фермерские», «натуральные», «экологически чистые» продукты.

Самый высокий процент осведомленности в Минске. 58 процентов жителей крупных городов и 70 процентов покупателей органических продуктов нуждаются в более полной и расширенной информации. Удивило, что в графе органических покупок значились и мясо, и молоко. Чего в общем-то у нас пока нет.

В «органике» все подчинено строгим правилам. И степень доверия к международным стандартам очень высока. Среди жителей крупных городов, осведомленных об органических продуктах, 88,4 процента считают необходимой сертификацию производителей «органики», 91,9 — маркировку продукции (из них 67,3 процента за маркировку в соответствии с международными стандартами). Что касается мест покупок, то большинство (54,3 процента) осведомленных об органической продукции и заинтересованных в ее покупке жителей крупных городов хотели бы приобретать товар в гипермаркетах и только 10,3 процента — в интернет-магазинах.

Основные критерии выбора продуктов — свежесть и хороший внешний вид. Настораживает тот факт, что 27,9 процента жителей крупных городов считают, что интенсивное сельское хозяйство не вредит окружающей среде. Или же затрудняются оценить воздействие. Среди покупателей «органики» таковых 16,7 процента.


Большинство фермеров заинтересованы в практической, обобщенной и научно обоснованной информации по органическому сельскому хозяйству. В то же время не готовы оплачивать тематические курсы и консультации экспертов. Как правило, источники информации для них — интернет, практический опыт, а также знакомые узкопрофильные специалисты, к которым обращаются в случае необходимости.

Но такая позиция по меньшей мере нерациональна. Страдает в первую очередь дело. Что касается переработчиков, то у них все проще: как в плане самого производства, так и в сбыте. Как правило, это  бизнес с иностранным капиталом. Поэтому и ориентированы прежде всего не на внутренний рынок, а на экспорт.

Очень важное звено в продвижении органической продукции — торговые сети. Опрос менеджеров крупных гипермаркетов показал разную степень вовлеченности сетей в продажу «органики». Часть объектов торговли занимается реализацией и продвижением такой продукции прежде всего в целях улучшения своего имиджа и расширения ассортимента. Главные требования — гарантия качества продукции и своевременность поставок, хороший внешний вид (в том числе и упаковки), надлежащий порядок в документации, сертификат.

Другие торговые сети не форсируют продажу органических продуктов в связи с недостаточным спросом. Да и многие фермеры пока еще не понимают основ ведения бизнеса и не хотят работать с торговлей. Хотелось бы, чтобы торговые сети подключились не на конечном этапе, взяв на реализацию уже раскрученный органический продукт. Уже сегодня надо в магазинах если не отводить отделы, то хотя бы создавать полки для органических товаров.

Что можно предложить? Любомир Клепач выход видит в создании законодательной базы, соответствующей европейским и евразийским документам. Нужен и свой отечественный сертифицирующий орган, который будет ближе к производителю. Способно сдвинуть ситуацию с мертвой точки упрощение требований к реализации и переработке. К примеру, организация продажи продукции на органических фермах. Огромным подспорьем станет и компенсация (пусть и частичная) за сертификацию. Нужны доступные кредиты и консультационные центры. Только на пользу общему делу пойдет и создание профессиональных ассоциаций фермеров для защиты их интересов.

КОМПЕТЕНТНО
Заместитель начальника главного управления растениеводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Татьяна КАРБАНОВИЧ:

— Производство органической продукции на нашем рынке актуально и перспективно. Беларусь делает ставку на мобильные фермерские хозяйства, способные быстро реагировать на мировые тенденции. Важно и то, что в социальной политике во главу угла у нас поставлено здоровье человека. 

Полным ходом идет формирование своей нормативной правовой базы. Проект закона «О производстве и обращении органической продукции» в ноябре 2017 года направлен на рассмотрение в Правительство. Сейчас он утвержден в двух чтениях в Палате представителей Национального собрания и готовится к заслушиванию в Совете Республики. В рамках законопроекта предусмотрена и финансовая поддержка фермеров из средств как республиканского, так и местных бюджетов. Появится в Беларуси и реестр производителей органической продукции. Республика может и должна позиционировать себя как страна с натуральным земледелием. 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Советник-консультант управления социологических исследований Информационно-аналитического центра при Администрации Президента кандидат социологических наук Ольга ФАБЛИНОВА:

— Как показало исследование, уровень осведомленности жителей крупных городов об органических продуктах можно назвать средним. Так, около 80 процентов слышали словосочетание «органическая продукция», но менее половины представляют, что это такое, — 43,2 процента. Более 70 процентов горожан, имеющих представление об органической продукции, и около 80 процентов покупателей «органики» считают, что есть определенные сложности с поиском ее в продаже. Видела же органические продукты на прилавках лишь пятая часть населения областных центров (22,5 процента). 

Также жителям крупных городов было предложено назвать различные категории органических продуктов, в покупке которых они потенциально заинтересованы. Чаще всего отмечались фрукты, мясные и рыбные изделия, молоко и молочные продукты, яйца. 37 процентов жителей областных центров интересуются таким товаром, а 19,5 процента их уже покупают.

Готовность заинтересованных в приобретении «органики» находится на достаточно высоком уровне в случае, если ее цена будет незначительно (на 10 процентов) превышать стоимость аналогичных продуктов неорганического происхождения. Об этом заявили более 75 процентов как жителей областных центров, так и покупателей «органики». При более ощутимом удорожании мотивация к покупке значительно снижается. В случае если органические продукты будут стоить дороже на 30 процентов, о готовности их приобрести говорит каждый третий заинтересованный в покупке участник опроса, на 50 процентов — каждый седьмой. 

nvt–09@rambler.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter