Генпрокуратура - о нарушениях в небе и на воде

Сложные маневры в небе и на земле

Обеспечение безопасности сегодня — одна из важнейших задач. Всегда ли она успешно выполняется? Об этом корреспонденту «СБ» рассказал руководитель управления Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства на транспорте и в таможенных органах Анатолий Дудкин.



— Бесконтрольные полеты беспилотных летательных аппаратов могут стать серьезной угрозой для безопасности. Как и маневры этой техники над запрещенными зонами. И таковые уже были, к примеру, над Белорусской АЭС. Причем ни в одном случае операторов БЛА не установили. Проблемы в указанной области есть. Вместе с тем, по нашему мнению, Министерство транспорта и коммуникаций уже который год необоснованно затягивает принятие авиационных правил по беспилотникам.  

Что касается в целом безопасности на воздушном транспорте гражданской авиации, то за последние пару лет зафиксировано 2 происшествия. По одному из них было возбуждено уголовное дело. Случай с воздушным судном авиакомпании «Трансавиаэкспорт» произошел вблизи аэродрома «Дружба» летом 2017‑го, один человек погиб, пятеро травмированы. Сейчас по делу ведется предварительное следствие. В 2018‑м было происшествие при использовании авиатехники в сельском хозяйстве.

Органами прокуратуры дана оценка и авиационным организациям, выполняющим различные авиаработы. Особый акцент делался на применении авиации в сельском хозяйстве. И здесь установлены нарушения, которые должен выявлять ведомственный орган — Департамент по авиации Минтранса. Вопиющими явились случаи, когда руководители‑заказчики авиаработ вовремя не информировали население о проводимых авиационно‑химических мероприятиях. Также выявлены факты в сертификационной деятельности. В том числе эпизод незаконного включения в «гражданский» госреестр неисправного воздушного судна с выдачей заключения о его летной годности.

— Анатолий Константинович, а как обстоят дела с водным транспортом?

— И здесь в минувшем году не обошлось без проблем. К примеру, на Могилевщине установлены случаи использования судов с нарушениями техтребований, без наличия свидетельств о годности к плаванию, судовых санитарных свидетельств и журналов и др., что привело к принятию мер прокурорского реагирования.

Всего за год в стране произошло 15 аварий с маломерными судами. Причина — управление судном в пьяном виде, пренебрежение элементарными правилами безопасности, нахождение судоводителей во время движения без спасательных жилетов и т.д.

— На контроле у прокуратуры также вопросы использования трубопроводного транспорта. Есть ли здесь проблемные моменты?

— Наибольшей проблемой в этой области являются нарушения использования земель в охранных зонах трубопроводов. Подобные факты выявлены в районах Гомельской и Брестской областей, по землям которых пролегают продуктопроводы и нефтепроводы ОАО «Гомельтранснефть Дружба» и УПП «Запад Транснефтепродукт». И хотя часть нарушений уже устранена, проблемные вопросы остаются. Основной в Гомельском районе — это нахождение в специальной охранной зоне магистрального нефтепродуктопровода 37 строений, в том числе жилых домов садовых товариществ. Ближайшие расположены в 25 и 27 метрах от трубопровода, хотя допустимое расстояние — не менее 50 м.

Прокуроры вскрыли многочисленные нарушения в содержании охранных зон и природоохранного законодательства. Известны факты, когда с обеих сторон от нефтепровода складировались стройматериалы, строительный и бытовой мусор, в том числе легковоспламеняемый. Установлены случаи, когда собственники участков товариществ самовольно расширяли свою территорию постройками, они признаются: мол, никогда не получали предупреждений о том, что что‑то нарушили.

Егор НОСОВ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter