Словенский шлагбаум

Со времени обретения независимости двух бывших югославских республик, Словении и Хорватии, прошло уже более 20 лет.

Со времени обретения независимости двух бывших югославских республик, Словении и Хорватии, прошло уже более 20 лет. За это время государства прошли большой путь и стали членами почти всех основных международных институтов. Однако для Загреба эта дорога оказалась длиннее, чем для Любляны.

Как ожидается, официально Хорватия войдет в Европейский союз лишь 1 июля 2013 года. В минувшем году на всеобщем референдуме более 60% хорватов выступили за присоединение к объединенной Европе. Теперь вступление в ЕС должны поддержать и законодательные собрания всех государств Союза. В большинстве случаев эта процедура является простой формальностью. Но Хорватия – другое дело. Закрыть в самый последний момент двери в общеевропейский дом Загребу может его друг, сосед и союзник – Словения. 

Только в начале февраля главам МИД двух государств удалось урегулировать банковский спор 20-летней давности, когда сотни тысяч хорватских вкладчиков обанкротившегося государственного словенского банка Ljubljanska Banka лишились своих сбережений на 420 миллионов евро. В свою очередь, Любляна имеет претензии к нескольким хорватским фирмам, которые остались должны прогоревшему банку почти 400 миллионов евро. Летом 2012 года словенские власти решили увязать этот вопрос с европейскими устремлениями Хорватии и пригрозили наложить вето на ее присоединение к ЕС. После встречи глав внешнеполитических ведомств двух стран принципиальное урегулирование по банковскому конфликту все-таки состоялось.

Впрочем, решение этого спора вовсе не значит, что история с хорватско-словенскими противоречиями закончилась. Три года назад Словения уже ставила подножку европейским устремлениям южного соседа. Тогда поводом для обострения ситуации стал спор вокруг территориальной принадлежности небольшой бухты Пиран на Адриатическом побережье двух стран. Хорватия предлагала поделить залив пополам. В Словении же опасались, что из-за особенностей береговой линии это может лишить ее суда возможности выходить в море. В итоге Любляна наложила вето на переговоры о вступлении Хорватии в ЕС. С мертвой точки спор удалось сдвинуть лишь после вмешательства в конфликт Брюсселя. Сейчас болезненный вопрос решает международный арбитраж. Если Словения посчитает, что спор решится не в ее пользу, она опять вернется к этой проблеме и вновь начнет шантажировать Хорватию. Косвенным подтверждением этому служит то, что в начале февраля вопрос о бухте вновь рассматривался на закрытом заседании словенского парламента.

К настоящему времени свои подписи под документом о присоединении Хорватии к ЕС поставили уже 22 из 27 стран Евросоюза. Словения является единственной из них, кто даже еще не запустил соответствующую процедуру ратификации. При этом даже если она все же и стартует в ближайшие дни, то к 1 июля словенские парламентарии могут не успеть. Причина этому – начавшийся в стране в конце минувшего года политический кризис из-за обвинений в коррупции словенского премьера Янеша Янсы и его окружения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter