Сливки млечного пути

Глубокский  молочно-консервный  комбинат  получает  сертификат  на  право  наносить  маркировку  «Натуральный  продукт»

Глубокский  молочно-консервный  комбинат  получает  сертификат  на  право  наносить  маркировку  «Натуральный  продукт»

Кто бы мог подумать: белорусская сгущенка  продается на Камчатке. Она нарасхват в Сибири и на Забайкалье. Ее знают даже гурманы из Великобритании и США… Баночки в бело-голубых тонах – это нестареющая классика. Их дизайн почти не изменился с советских времен, а лакомство остается таким же аппетитным, как в детстве. И даже лучше. Как делают сгущенку и в чем ее секреты? За ответами репортер «Р» отправился на Глубокский молочно-консервный комбинат.

Если считать все медали, которые когда-либо завоевала глубокская сгущенка на всевозможных конкурсах, непременно собьешься. Они не поместятся на этикетке. Последнюю награду только что привезли из Москвы – золотую медаль международной выставки «Продэкспо-2009» (одна из самых авторитетных выставок в сфере продовольствия). Высочайшую оценку за-служили сразу три вида сгущенки: классическая, вареная «Лакомка» и с какао. А всего на МКК производят 31 вид сгущенного молока! И это помимо коровьего масла, сухого молока, сыров, творога, йогуртов…

– Высокое признание говорит в первую очередь о качестве продукции, – считает Лидия Сеничева, заместитель генерального директора Глубокского МКК по качеству и сертификации. – С 2004 года на предприятии действует сертификат ИСО 9001. В прошлом году консервный цех прошел сертификацию системы НАССР. Его санитарно-технические требования не уступают международным нормам. Гигиена во всем: от санитарной одежды персонала до высокотехнологичных приборов контроля входящего сырья, производства и хранения продукции. В самое ближайшее время ожидаем сертификаты Госстандарта Беларуси на право маркировки продукции знаком «Натуральный продукт». Его получат классическая сгущенка, сливки и вареная сгущенка «Лакомка». Решение по этому вопросу, насколько нам известно, уже принято в Минске.

На МКК действует своя испытательная база. Всего за 10 минут лаборатория может определить, есть ли в поступающем молоке антибиотики или ингибирующие вещества. Малейшее отклонение – сырье бракуется и отправляется назад. Токсикологическое подразделение выводит «на чистую воду» соли тяжелых металлов, пестициды. Сквозь чувствительное «сито» электроники не просочится ни одна посторонняя примесь. И такой жесткий контроль оправдывает себя: сегодня при за-ключении контрактов одно из главных условий – качество продукта.

Техническое перевооружение по-следних лет и получение сертификата НАССР оказались весьма кстати. В России с декабря прошлого года вступил в силу новый федеральный закон, который ужесточил требования к молочной продукции. А поскольку на этом рынке завязано около 70 процентов от всех зарубежных поставок Глубокского МКК, оперативно подстроиться под новые требования и переоформить сертификаты оказалось нетрудно. И справились с достоинством. Что интересно: 5 миллионов банок сгущенного молока из Глубокого отгружено на за-кладку в россий-ский госрезерв, где требования к качеству несравненно выше, чем по ГОСТу.

Впрочем, рядовые потребители свой выбор объясняют иначе: все дело во вкусе. И в его разнообразии. Глубокские «консерваторы» разрабатывают новые наполнители для сгущенного молока (кокос, ромовая вишня, крем-брюле, шерри-бренди, аромат коньяка). Шесть новых вкусов вскоре появятся и у йогуртов. Маркетологи отмечают: белорусский рынок молочной продукции весьма насыщен. Хочешь конкурировать – не переставай обновлять производственную линейку. Одна из последних новинок глубочан – сгущенное молоко в тюбиках. Перспектива для жестяных банок – легко открывающаяся крышка с кольцом (как на кофе).

Учитывают на предприятии и пожелания разных возрастных групп и групп здоровья. С 2008 года выпускается серия творожных изделий с низким содержанием жира, а для диабетиков – специальный творог.

Если в 2006-м и 2007 году на Глубокском МКК произвели по 53 миллиона условных банок молочных консервов, то в прошлом году – 57,6 миллиона. Более половины всей продукции держит путь за рубеж. Есть ли трудности со сбытом? Коснулся ли предприятия мировой финансовый кризис?

– За январь—февраль этого года в сравнении с этим же периодом прошлого года объем производства даже вырос на 7,8 процента, – говорит Ольга Кулаковская, заместитель директора по экономике. – А вот продавать стало тяжелее, особенно в Россию. Остатки на складах не критические, поскольку срок реализации консервов – 12 месяцев. Сейчас продаем ноябрьские партии. Можем все отгрузить за короткий срок, но это будет рискованный шаг. Дело в том, что многие российские фирмы не в состоянии кредитоваться в банках и не могут работать по предоплате. Предлагают сначала реализовать сгущенку, а затем рассчитаться. Мы осторожничаем, хотим обезопасить себя и работаем только с проверенными клиентами, делаем ставку на расширение собственной товаропроводящей сети в Москве и Казахстане.

– 2009 год обещает быть непростым как для нашего предприятия, так и для отрасли, — замечает Валерий Дулинский, генеральный директор ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат». – Будем работать над рынками Восточной Сибири, Дальнего Востока. Планируем создать свое дочернее предприятие в Москве, которое занималось бы непосредственно реализацией и замкнуло бы на себе клиентов среднего и мелкого опта. В этом году в развитие производства будет инвестировано более 6 миллиардов рублей. Поддерживая качество продукции, важно сохранить и расширить рынки сбыта как в Беларуси, так и за рубежом. Надеемся, белорусская сгущенка пробьет себе путь в самые отдаленные регионы России, СНГ и даже за океан.

На снимке: инженер по качеству Наталья ЧЕРНЯВСКАЯ с образцами продукции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter