Польская радиостанция RMF FM опубликовала расшифровку «черного ящика» разбившегося 10 апреля 2010 года под Смоленском самолета Ту–154М

Следы, рассеянные в небе

На этой неделе были обнародованы документы по двум, казалось бы, далеким друг от друга — и географически, и по временным рамкам, — событиям. Одна публикация секретных документов произошла в Нидерландах, другая — в Польше. Первая касается относительно недавних фактов, а вторая — воскрешает явления пятилетней давности. Но эти два события сближает одна роковая тема — загадка авиакатастрофы, над которой бьются много месяцев и даже лет эксперты, но никак не могут разгадать.


Обломки малайзийского «Боинга», потерпевшего крушение под Донецком

Польская радиостанция RMF FM опубликовала расшифровку «черного ящика» разбившегося 10 апреля 2010 года под Смоленском самолета Ту–154М. Напомню, тогда в результате крушения погибли 88 пассажиров и 8 членов экипажа, в том числе президент Польши Лех Качиньский с супругой. Сообщается, что на этот раз следователям удалось расшифровать на треть больше слов, чем во время предыдущих экспертиз.

И практически одновременно власти Нидерландов опубликовали 569 документов, касающихся крушения пассажирского самолета в Донецкой области. Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший по маршруту Амстердам — Куала–Лумпур, потерпел крушение 17 июля прошлого года у города Торез под Донецком. На его борту находились 298 человек, все они погибли. Наибольшее число жертв — 193 человека — были подданными Нидерландов.

Трудно даже сказать, какая из этих катастроф оказалась наиболее резонансной. Ведь, кроме чисто человеческой трагедии, и там и там был круто замешан политический аспект. Звучали различные, порой взаимоисключающие версии, в зависимости от государственных симпатий и антипатий.

Например, в случае с крушением самолета президента Польши Качиньского российская сторона полагает, что ответственность за аварию лежит на пилотах, осуществлявших посадку в сложных погодных условиях. А прокуратура Польши, напротив, предъявила обвинения двум российским диспетчерам в причастности к катастрофе самолета Качиньского. Они обвиняются в создании ситуации, приведшей к возникновению непосредственной опасности, и в неумышленном доведении до катастрофы в воздушном пространстве. В Следственном комитете России обвинения Варшавы отвергли, однако тумана во всей этой истории меньше не стало...



И вот что удивительно: если неясность катастрофы польского самолета на российской территории объясняют некоей закрытостью Москвы, то чем объяснить недомолвки по поводу гибели «Боинга» из Амстердама? Материалы об этой катастрофе находятся в руках Нидерландов — супердемократичной страны, однако и на нее сейчас обрушился шквал обвинений в том, что важная информация в опубликованных материалах заретуширована. Еще полторы сотни документов относительно обстоятельств трагедии так и не были раскрыты, что вызвало возмущение голландских СМИ и родственников погибших.

Сравнивая и вникая в обе эти истории, приходишь к выводу, что очень часто расследование катастроф заводит причастные стороны в направлении, противоположном от истины. Вместо поиска правды идет создание мифов, удобных ныне живущим и не преследующим цели восстановить справедливость по отношению к погибшим. Во всяком случае, подобную мысль выразил популярный польский общественно–политический еженедельный журнал Polityka, анализируя новые данные, опубликованные радиостанцией RMF FM.

«Благодаря обнародованным станцией RMF FM стенограммам мы вновь можем убедиться, что в смоленской катастрофе не было ничего от романтической трагедии. Там была только польская анархия и легкомысленность, — пишет автор публикации Гжегож Жечковский. — Картина, которая вырисовывается из расшифрованных экспертами прокуратуры новых записей разговоров в кабине пилотов, выглядит еще более прискорбно, чем мы представляли ее до сих пор».


Спасатели работают на месте крушения самолета президента Польши.

Что следует из этих материалов? На страницах журнала Polityka читаем: «Мы не осознавали, какой хаос царил в кабине. Поражает поведение пассажиров, которые, громко разговаривая, постоянно, до самого момента столкновения с деревьями, входили в кабину и выходили из нее. Можно сказать, что на борту продолжался пикник даже в тот момент, когда все должны были сидеть в своих креслах, пристегнувшись ремнями. Человека, хотя бы немного представляющего себе правила поведения в пассажирских самолетах, это может просто ужаснуть.

Поразительна также беззаботность пассажиров на фоне усиливающегося волнения, практически паники, пилотов, которые осознавали сложность стоящей перед ними задачи и будто подсознательно чувствовали, что они с ней не справятся («Ничего не получится», — говорит кто–то в кабине). Несмотря на это, любой ценой, словно в исступлении, они хотели долететь до аэродрома («Психи», — бросает кто–то в кабине, видимо, имея в виду пилотов).

Видимо, так произошло потому, что (как подтверждает новая расшифровка) они работали под непосредственным давлением командующего ВВС. Генерал Анджей Бласик (который фигурирует в стенограмме как КВС) находился в кабине во время захода на посадку и отдавал приказы («Смело, ты поместишься»).

Давление оказывали и другие: глава дипломатического протокола МИД Мариуш Казана говорит экипажу: «Мы будем пытаться, пока не получится» («Конечно, нам нужно это делать, пока не получится», — напоминает через несколько минут генерал Бласик. А неидентифицированный голос подтверждает: «Именно!»).

Экипаж не сопротивлялся давлению и даже не пытался выяснить, принял ли президент какое–нибудь решение по поводу полета на запасной аэродром, что ранее предлагал командир «Туполева».

И тем не менее, делает вывод автор публикации Гжегож Жечковский, никаких оснований для того, чтобы перечеркивать прежние выводы о причинах катастрофы, нет. Благодаря новым документам получена лишь более полная картина того, что происходило в кабине «Туполева».

Польский журнал выражает сожаление, что никакие стенограммы не могут сбить смоленский огонь, вот уже пять лет разъедающий польскую общественную жизнь. Наоборот, они разжигают его вновь, так как «смоленский миф» уже давно живет своей жизнью, и любые новые факты укладываются в заранее отработанные схемы...

Точно так же, как и власти Нидерландов, опубликовав документы, касающиеся крушения пассажирского Boeing в Донецкой области, так и не смогли развеять атмосферу подозрительности.

Материалы, которые обнародовала нидерландская комиссия по расследованию крушения малайзийского самолета Boeing 777 в Донбассе, содержат информацию о возвращении тел жертв катастрофы в Донбассе на родину, проведении церемонии прощания и панихиды.

«Это как раз не самые важные части», — рассказал голландскому радио BNR адвокат Джон Биир, представляющий интересы 70 семей погибших пассажиров.

Он подчеркивает, что всех, в том числе родственников погибших, интересуют совершенно другие вопросы: как произошло крушение самолета и каковы были причины этой трагедии?

Всего, сообщает «Газета.ру», было обнародовано 569 документов. Однако в них есть заретушированные строчки, в частности, это фамилии, адреса и телефоны пассажиров и их родных, а также диалоги, которые ведут официальные лица, занимавшиеся выяснением обстоятельств инцидента. А на некоторых листах вообще ничего не разобрать.

Еще 147 документов, которые просила рассекретить голландская пресса, так и не появились в общем доступе. Они не раскрыты из соображений безопасности.

Национальный координатор по вопросам безопасности и противодействия терроризму Дик Скооф отметил, что документы были опубликованы в соответствии с законом о свободе информации. При этом он заявил голландскому телеканалу RTL News, что в данном конкретном случае не разделяет стремления прессы к гласности. Как видим, даже Нидерланды, которые трудно заподозрить в недемократичности, не скрывают, что у государства есть свои мотивы дозировать информацию. Впрочем, скорее всего, это не последний отчет о катастрофе, следы которой давно рассеялись в воздухе. И, к сожалению, чем дальше идет время, тем больше появляется версий, хотя должно быть наоборот.

Советская Белоруссия № 69 (24699). Суббота, 11 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter