Следователь с продуктовой корзиной

Минчанин Вячеслав Шмат объявил жесткую войну просроченным продуктам

За полгода минчанин Вячеслав Шмат более 80 раз сообщил гигиенистам столицы о случаях продажи просроченных продуктов 

Этого человека можно смело назвать гроссмейстером торгового дела. О сроках и условиях хранения продуктов, хитростях продавцов и правах покупателя он знает все и даже немножко больше. Провести его невозможно! Магазин, корзинка, полчаса времени – и лица завмагов начинают бледнеть: «Недосмотрели, виноваты, больше не повторится». Но, увы, повторяется, причем с печальной периодичностью. Просроченная сметана, заплесневевший торт, усохший от давности хлеб, перебравшие все возможные сроки салаты, рыба, консервы, колбасы… За шесть лет работы в общественном объединении «Потребитель» Вячеслав Шмат твердо усвоил: бороться с чужой безалаберностью можно только оружием фактов и закона. А еще — личным примером.

— Несколько лет я занимался розничной торговлей в Гродно как ИП. И не раз видел, как на рынках нагло надувают людей, используя различные уловки. Цель продавца одна – продать, покупателя – приобрести качественный товар. И между этими полюсами – масса всевозможных злоупотреблений, которые я стараюсь вывести на чистую воду, — рассказывает Вячеслав Станиславович, пока идем к первому объекту закупки – магазину на улице Кунцевщина, 28.

Мы у цели. Мой визави берет корзинку, предлагает разделиться и затем встретиться за линией касс с приобретенными продуктами. Через 15 минут Вячеслав Шмат, оплатив покупку, выходит с двумя доверху наполненными продуктовыми корзинками.

— Это что, все просрочено? – не верю своим глазам.

— Да. Сейчас пригласим администратора зала. Девушка, будьте любезны, книгу замечаний и предложений.

Через несколько минут в торговом зале появляется завмаг Александр Карпиевич: «Шмат, это снова вы? В прошлом же году были… Магазин, наверное, наш понравился?» Судя по качеству того, что лежит в корзинках, согласиться с этим утверждением трудно.

Итак, товар лицом. Детский кефир просрочен на 13 часов. С пятью пакетами детского молочного йогурта «Я вкусный» та же песня. Молоко с лактулозой «Божья коровка»… А вот тут дело серьезнее.

— Посмотрите, дата изготовления на упаковке умышленно стерта. Я думаю, вы выясните кем, — показывает завмагу Вячеслав Шмат. – А вот, взгляните, молочный коктейль «Чудо» — содержимое наполовину вытекло, а товар почему-то на прилавке. Какие чудеса произойдут с покупателем после его употребления, можно только догадываться.

Творог зерненый «Славянские традиции», хлеб «Раковский», батон «Кунцевский» — срок реализации этих продуктов истек еще до открытия магазина. Дальше — больше. Пять пачек морской капусты «По-корейски» в масле портятся на витрине уже шестой день. Фарш мясной «Славянский» — четвертый. Две упаковки сладостей мучных «Ласунак» просрочены уже шестые сутки. А вот сладости «Искушение» вообще перестаивают на прилавке с 16 июня. На полиэтиленовой упаковке сайки «Молодежная» неаккуратно сорвана дата – остался кусочек белой наклейки. Можно даже не проверять – продукт просрочен. Грудинка «Панская» тоже скрывает дату производства, но не по своей вине…

— Согласен с вами, — бессильно опускает руки на стол завмаг. – Буду разбираться. Виновных продавцов лишу прогрессивки.

Итог: за 15 минут мы приобрели в магазине просроченных продуктов почти на 73 000 рублей. Вячеслав Шмат пишет заявление на возврат денег за продукцию с истекшим сроком годности и прикладывает чек. Деньги возвращены, продукты сняты с продажи – заявителю в течение 15 дней вышлют письменный ответ, где проинформируют о принятых мерах. Победа? Не уверен. Из головы не идут слова завмага: «Процент списания продукции у нас не превышает 0,001. Речь идет о тех случаях, когда при разгрузке порвался пакет с мукой, сахаром или крупой. Все остальное нужно продать – это наша работа. И наша зарплата».

— Как правило, просроченные продукты появляются на прилавках магазинов после 19.00, когда контролирующие и надзорные органы завершают свою работу. Кроме того, самые «ходовые» дни для выкладки негодных продуктов питания – суббота, воскресенье и все праздничные, — делится многолетними наблюдениями Вячеслав Шмат. – Люди спешат на дачи, внимание притуплено, идет хапун – вот и наполняют корзинки всякой гадостью. Продавцы же молчат.

А мы уже входим в супермаркет по улице Сухаревской, 16. Снова две тележки, через полчаса встречаемся за линией касс. У меня – пусто, у заядлого покупателя Шмата – 6 наименований просроченной продукции. Администратор зала. Книга замечаний и предложений. И вот мы уже пишем заявление на возврат денег. Завмаг Татьяна Солошенко лично осмотрела каждую покупку и, вздохнув, признала: все негодны.

В черном списке – три палки сыровяленой салями «Деликатесная», сальтисон «Бабушкин», четыре салата собственного производства и кусочек расфасованного сыра «Творожный», палтус и форель копченая ломтиками. А еще 2 упаковки крылышек особых.

— Срок годности колбасы истек четыре дня назад, сальтисона – сегодня в 0.01 часов. Сыр расфасован вчера в 19.23, срок же его реализации при нарушении целостности упаковки составляет 12 часов. Следовательно, сегодня в 7.23 он должен был исчезнуть с прилавка, но этого не случилось, — разводит руками экономист Шмат. – Все салаты приготовлены сегодня в 9.00, реализовать их супермаркет должен за 6 часов, то есть до 15.00. Но мы их с вами купили в 15.27. Вы скажете, мелочь: подумаешь, какие-то полчаса. А теперь представьте, что вы возвращаетесь с работы в районе шести вечера. Пока зашли в магазин, пока приехали домой – сколько в итоге получилось «лишних» часов?

Пишем дальше. Копченые рыбные ломтики хранились в холодильной витрине при температуре + 16 градусов (а нужно от 0 до -4). Нам пояснили: испорчен датчик, мастер должен был починить. Не починил. Сама рыба, судя по этикетке, годна до 30 июня… Здесь ничего уже пояснять не стали.

— Не понял, а почему на упаковке крылышек весом 928 граммов указана цена 19 600 рублей, а после считывания по штрихкоду на кассе – уже 22 790? Я уже не говорю о том, что срок реализации обеих упаковок у нас в корзине и еще шести на зале истек 10 июня, — спрашивает Вячеслав Шмат. Нам отвечают, что была акция, после нее крылышки не перефасовали и ценники, соответственно, не поменяли. – Спасибо, вопросов больше нет.

Нам возвращают 91 020 рублей. Вячеслав Станиславович отдает книгу жалоб с записью и просьбой разъяснить причину, по которой килограмм курятины на этапе от прилавка до кассы подорожал на 3 тысячи рублей. Начальник службы безопасности напрасно спрашивает документы: мы не с официальной проверкой. Мы за качественными продуктами…

— За годы работы я усвоил простое правило: заходя в магазин, нужно во всем сомневаться и никогда не выбрасывать чек. Вы когда-нибудь видели булочку с кусочками стекла? Детское питание для грудных малышей, просроченное на месяц? А торт, заплесневевший в витрине? А я видел. Видел и безграмотных продавцов магазинов, супер- и гипермаркетов, которые не знают, как вы­считать срок годности, которые не слышали, что заправленный салат «живет» на витрине не более 3 часов. Неудивительно, что еще 3—4 года назад мы вывозили из магазинов по 2—3 тележки просроченных продуктов. Сейчас ситуация потихоньку улучшается, — считает Вячеслав Шмат. – Тем не менее, членам своей семьи, друзьям и родственникам я советую покупать продукты в магазинах, а не на рынках. Читать товарный ярлык (а если его нет – требовать качественное удостоверение). Знаете, за что меня ненавидят директора многих столичных магазинов? За «рассекречивание» серых схем торговли. Неоднократно выявлял факты, когда продавцы, не ставя в известность руководство, фальсифицировали даты изготовления либо конечный срок годности продукта. Они попросту переклеивали их лентой магазина с помощью маркировочного пистолета. В итоге «жизнь» продукта искусственно увеличивалась в 2—3 раза.

Поверить трудно, но факт упрям. За полгода мой собеседник подал в столичный центр гигиены, Мингорисполком, КГК и администрации районов более 80 заявлений о фактах торговли просроченным товаром и других нарушениях. По каждому случаю у него есть чеки, заявления, ярлыки и иная доказательная база. По каждому принято решение ответственных служб и выписаны немалые штрафы должностным лицам. При этом сам он, кроме брани в свой адрес, угроз и фразочек вроде «Ты в мой магазин больше не ходи!», ничего от этого не имеет.

— Я хочу, чтобы потребитель не чувствовал себя в магазине бедным родственником. Чтобы он знал, как вернуть деньги за некачественный товар, как и куда написать жалобу, — говорит Вячеслав Шмат. – Если хотя бы 1—2 процента покупателей будут уверены, что прокисшее молоко — это не просто выброшенные на ветер деньги, а повод для серьезного разбирательства, поверьте, тогда из наших магазинов навсегда исчезнут продукты без «опознавательных знаков».

-------------------------------------

Прямая речь

Ольга ТИМОШЕНКО, врач-гигиенист отделения гигиены питания Минского городского центра гигиены и эпидемиологии:

— Мы очень признательны Вячеславу Шмату, который своевременно информирует нас о нарушениях санитарных требований в торговой сети столицы. По закону санслужба уведомляет руководителей торговых объектов о проверке за 10 дней до ее начала. Разумеется, за это время там наводят полный глянец! Ушла проверка – и все вернулось на круги своя. Чтобы видеть реальную картину, мы совместно с администрациями районов проводим выборочный мониторинг. Берем корзинки, ходим по залу, ищем просроченные продукты и затем предъявляем их руководству. Составляется протокол осмотра, запрещается реализация. За полгода мы проверили более 720 объектов, нарушения выявлены в 618. Зачастую речь идет о несоблюдении температурного режима, отсутствии документов по качеству и неполной маркировке ярлыка. В итоге запрещена продажа полутора тонн продуктов питания, более 600 должностных лиц привлечены к ответственности.

-------------------------------------

Фото: Василий МАТВЕЕВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter