Как Виктор Павлов стал тем, кем мы его знаем?

Слава по расписанию

Становление потрясающего актера Виктора Павлова
Любовь и голуби — Каинова печать — Для вас, полуночники! — Театр бродвейского разлива

Актер Виктор Павлов всегда казался простодушным добряком на экране. Даже подлецы его были обаятельны. Хотя больше всего актер любил роль фронтовика Левченко, попавшего волею судьбы в банду, из телевизионного фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Документальный рассказ «Виктор Павлов. Между ангелом и бесом» в меру сочетал доверительную интонацию, пиетет и неприглядную правду. Простодушным «Дуб» из «Операции «Ы»...» никогда не был. Дмитрий Харатьян вспоминал, как на съемках приключенческой картины «Гардемарины, вперед!» артист придирался к молодым актерам, что нередко заканчивалось конфликтом. Зато после съемки Павлов был само обаяние. Ему нужно было состояние взвинченности для работы в кадре.

Актер много лет работал в Малом театре России. Его страстным увлечением всю жизнь были голуби. Худрук Малого Юрий Соломин разрешил ему даже поставить голубятню прямо на крыше театра. Когда дело касалось личной территории, Павлов становился скалой.

Артист Александр Кайдановский в отличие от Виктора Павлова умудрился поработать в театре им. Вахтангова около трех лет. И о театральном мире Каин, как называли его близкие друзья, высказался довольно определенно: «Вахтанговская корпорация отравила во мне любовь к театральной жизни: внутренние взаимоотношения в театре всегда строятся на каких–то отвратительных принципах, на том, что одним приходится унижать других. Я человек, по сути, свободный, мне не хотелось бы ни кого–то унижать, ни оказаться униженным. Поэтому я из театра ушел».

Кайдановский не сумел встроиться в театральную иерархию. Настоящую известность ему принесло кино. В фильмографии около 50 ролей, среди которых «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Пропавшая экспедиция», «Сталкер», «Десять негритят». Во второй половине жизни пытливый и нестандартный ум привел его к режиссуре. Кайдановский снял несколько амбициозных, странных и эстетских фильмов, среди которых наиболее известные «Простая смерть» по Льву Толстому и «Жена керосинщика».

Умер Александр Леонидович от третьего инфаркта в коммунальной квартире, где его фамилия, как и фамилии всех остальных жильцов, фигурировала в графике уборки квартиры и отхожих мест. Быт его был неустроен. В документальном фильме «Александр Кайдановский. Неприкасаемый» он сам провел экскурсию для зрителей по своему жилью. В кадр попала соседка, которая готовила на кухне обед и даже не повернулась поприветствовать актера. Знала ли она, кто жил с ней рядом?

Телеведущему Владимиру Молчанову повезло родиться в семье известного композитора Кирилла Молчанова, так что от тягот коммунального быта он был избавлен. Рос баловнем судьбы, лето проводил на подмосковной даче, слушал западные «голоса». Когда пришла пора определяться с профессией, подался в журналистику. Занимался расследованиями, вел программу «Время». И вскоре прогремел на весь Союз с информационно–развлекательной программой «До и после полуночи», где практически впервые на советском телевидении показали зарубежные музыкальные клипы и подробно рассказали про «их нравы».

Если сейчас посмотреть в видеоархиве один из выпусков передачи, будет совершенно непонятно, что же приводило в такой восторг и обычных телезрителей, и коллег журналиста? Понять могут те, кто жил в то время и ждал субботних эфиров Молчанова, как туристическую поездку в капстрану. А первым гостем программы в прямом эфире был актер Андрей Миронов.

Все спектакли с участием Миронова пересмотрел в свое время нынешний худрук московского театра им. Пушкина Евгений Писарев. Начинал он актером, пришел в театр Пушкина в смутном 93–м году и режиссурой занялся после того, как отказался играть в репертуарной детской сказке. «Поставьте лучше», — ответил ему тогдашний руководитель коллектива Юрий Еремин.

И пошло–поехало. После сказки Писарев срежиссировал кассовую комедию «Одолжите тенора!», потом его переманили в МХТ, затем предложили возглавить пушкинскую труппу после ухода из жизни Романа Козака. Одной из недавних премьер Писарева стала жизнеутверждающая «Женитьба Фигаро». Поставил ее режиссер, думаю, не в последнюю очередь и в память о своем кумире. Все–таки очень важно, кто и как влияет на нас в детстве.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 200 (24830). Пятница, 16 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter