Скромное завещание Обамы для немцев

В речи Обамы был очень важный лейтмотив — стабильность в мире теперь зависит от Европы
Барак Обама не случайно избрал целью своего прощального визита в Европу Берлин. 2017 год станет решающим для ЕС: именно в наступающем году будут проходить выборы в двух ключевых странах — Германии и Франции, а также в Нидерландах, а возможно, и в Италии. 


После победы Трампа, нанесшего удар по американской элите, в европейском стане наступил шок и трепет. Неустойчивость была очевидна даже на прощальном ужине Обамы с пятью лидерами европейского западного мира. За столом сидели, кроме представителей Франции и Германии, испанский премьер Рахой, имеющий временный статус, итальянский премьер Ренци, находящийся перед лицом конституционного референдума с непредсказуемыми результатами, и британка Тереза Мэй, стоящая одной ногой «аут» из европейской игры. Между тем в речи Обамы был очень важный лейтмотив — стабильность в мире теперь зависит от Европы. Потому что правительство Трампа в ближайшие четыре года этим заниматься не станет. Кому же оставить роль оплота западных ценностей, которую традиционно играли США? Ответ пришел сразу же после отъезда Обамы из Берлина — в воскресенье Ангела Меркель официально подтвердила решение выставить свою кандидатуру от блока Христианско–демократического и Христианско–социального союзов на должность канцлера Германии.

Одновременно во Франции определился кандидат от правых на пост президента страны. По итогам первого тура праймериз правоцентристской партии «Республиканцы» из гонки выбыл лидер этой партии Николя Саркози, зато определился явный фаворит — бывший премьер–министр Франсуа Фийон. Если все для него пойдет так же успешно, как в минувшее воскресенье, а он наверняка обыграет нынешнего непопулярного президента Олланда, то мы видим перед собой двух лидеров европейской элиты, принявших «вызов для трансатлантического сообщества», как определил их задачу Обама.

Почему же он направился все–таки не в Париж, а в Берлин? Причина не только в экономической и политической тяжеловесности Германии. Париж и Берлин демонстрируют две противоположные тактики в борьбе с «национализмом и популизмом». Взятые в кавычки слова — это еще одна ключевая цитата из речи уходящего президента США, оставившего своего рода завещание.

Так вот, Франсуа Фийон считается самым правым среди голлистов. А это означает, что он попытается сыграть на электоральном поле лидера Национального фронта Марин Ле Пен. То есть вынужден будет критиковать и мигрантов, и трансатлантическое партнерство с США, и последствия глобализма. По понятным причинам такая мимикрия под популистов Обаме сейчас не нужна.

«Нью–Йорк таймс» написала, что именно Меркель должна стать «последним оплотом либерального Запада» в Европе. В унисон выступила «Дойче велле», написав, что Барак Обама хочет спасти то, что еще можно спасти, и при этом делает ставку на Ангелу Меркель. Как «краеугольный камень западной политической концепции», по выражению Обамы, Меркель оставалась бы стабильной константой.

Обама подтолкнул ее к очередному выдвижению своей кандидатуры на пост канцлера на очередных выборах в бундестаг. Если смотреть на проблему шире, то Германию призывают к европейскому лидерству, что уже произошло экономически, но теперь должно произойти идейно. Идейное лидерство — опасная задача для фрау Меркель...

Ее несомненный козырь — экономическая эффективность страны. Но одних напоминаний о низком уровне безработицы, экономическом росте и стабильном финансовом положении мало. Модель экономической эффективности была хороша при двухпартийной системе, так же как и роль Mutti Merkel — мамочки всей Германии. Если мы посмотрим на правящий кабинет Меркель, то увидим, что он состоит из «большой коалиции» между ХДС/ХСС и СДПГ.

Но это те же традиционные политические гранды, которые теряют популярность под натиском молодых партий. Протестные настроения немцев, так же как и протестные настроения американцев, направлены именно против элит, уютно устроившихся на политическом Олимпе. Однако эту традиционную политическую модель уже частично разрушили популистские партии.

Даже единомышленники осознают: главная проблема Меркель в том, что теперь ей надо быть канцлером на фоне поляризации политических сил в стране.

То же на международной арене. Германия была великолепна в роли объединителя Европы. Но теперь ее призывают быть защитником либерального Запада не в абстрактном, а во вполне конкретном смысле, имея в виду конфронтацию с Владимиром Путиным, а теперь уже и с Реджепом Тайипом  Эрдоганом. А вот такие дела Германии никогда ни к чему хорошему не приводили.

Обама в своей речи предупредил, что может случиться с Европой с приходом правых сил, назвав среди главных бед популизм, национализм и глобальный раскол. Беда в том, что те, кто его слушал в роскошном отеле Adlon, — это совсем не те люди, которые определяют новый выбор.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 224 (25106). Вторник, 22 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter