Скромное обаяние нашего IQ

Пожалуй, нет у нас более публичного школьника, чем Геннадий Короткевич, ныне учащийся выпускного класса...

Пожалуй, нет у нас более публичного школьника, чем Геннадий Короткевич, ныне учащийся выпускного класса гимназии Гомеля № 56. Столько статей, сколько посвящено ему, вряд ли найдешь о ком–то другом. Все годы учебы Короткевич потрясает своими победами на мировых соревнованиях по информатике. Отсюда и заголовки, которыми пестрит интернет: «Белорусский гений», «Гомельское чудо», «Ошеломляющий успех» и в том же духе. Сам Геннадий, разумеется, предпочитает более скромные формулировки. Ну не греют его лучи славы, и все тут.


Естественный процесс


В квартире Короткевичей «раскинулась» карта мира. Мексика, Канада, Хорватия, Болгария, Таиланд... Страны, где начиная с 2006 года побывал Гена как участник международной олимпиады среди школьников по информатике и ее бессменный чемпион. Родителям — преподавателям Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины — такая активность передвижения по свету и не снилась. Не снилась, к слову, и столь «звездная» увлеченность сына программированием. Мама Людмила Ивановна говорит положа руку на сердце:


— Специально мы ничего не делали. Если родители — программисты, скажите на милость, чем увлечься ребенку? Он же с пеленок, по сути, видел монитор компьютера. Поначалу просто тянулся к клавиатуре... Знаете, в чем трудность была? Как просто и понятно объяснить маленькому человеку законы математики? Я пыталась, у меня не вышло. А муж сумел. Превратил все в игру. Гена «схватил», загорелся. Потом уже решили отвести его к замечательному педагогу — коллеге Михаилу Семеновичу Долинскому.


В педагогическо–родительских кругах Долинский — человек известный. С конца 1990–х он вплотную занимается «детской» информатикой. Поначалу среди его подопечных были ребятишки четвертых–пятых классов. Но вскоре Михаил Семенович уловил: начинать надо еще раньше. Сейчас под крылом Долинского первоклашки, толком не умеющие бегло читать, зато «плавающие» в программировании как рыба в воде. В эту комфортную среду обитания и попал Гена. Воспоминания Михаила Семеновича о знакомстве с ребенком выдающихся способностей уже стали газетной легендой:


— Я дал книжечку, чтобы мальчик прочитал и начал писать программы. Прошел месяц, другой... От Гены не было вестей. Как вдруг приходит Людмила Ивановна и приносит тетрадь с программами: лето и футбол закончились, сын сел за компьютер. Во втором классе на республиканской олимпиаде он взял второе место, что дает право без экзаменов поступить в технический вуз. А как–то решал задачу о теле, погруженном в воду. На тот момент Гена еще не знал закона Архимеда о выталкивающей силе. И сам для себя его открыл, предположив, что такая сила должна быть...


«Никогда не ругали за оценки»


Сегодня в мировом рейтинге программистов Короткевич среди бесспорных лидеров. Профессионалы в один голос твердят: парень на голову выше своих сверстников! Из свежих новостей: республиканские олимпиады по информатике и математике — и Геннадий снова в первых рядах. Нынче он оказался перед выбором, по какому из предметов выступать за страну на международных интеллектуальных соревнованиях. Подумал–подумал — и выбрал «родное» программирование. Ведь столько лет вместе...


К триумфальному шествию Короткевича по–хорошему успели привыкнуть. И его регулярные победы воспринимаются как само собой. Но ведь нагрузка у парня огромная. Как уберечь? Людмила Ивановна опять же с оговоркой — «ничего специального» — раскладывает по полочкам собственные взгляды–принципы:


— Мы никогда не ругали его за школьные оценки. Получается — хорошо. Не получается — значит, сейчас так. Устал, делаем перерыв. В выходные на природу. Летом на базу отдыха под Гомелем. Ведь почему его с малого возраста отдали в настольный теннис?


— Для здоровья, понимаю.


— И для этого, конечно. А еще для того, чтобы научился проигрывать и воспринимать поражение спокойно.


— Но, согласитесь, к неудаче трудно оставаться безразличным. Как подбадриваете, если что?


— Говорим: ты можешь все. И не зацикливаемся.


Проблема выбора


Гена, надо сказать, интервью дает неохотно. Трудно ему говорить о самом себе и личных успехах. Но таки договариваемся встретиться на крыльце гимназии после занятий. Жду. Нет героя. Ну, думаю, все: забыл парень. Минут через 15 наконец откликается на мой звонок по мобильному телефону. Еще через 10 появляется — взъерошенный, в испарине, словно дрова рубил.


— Физкультура была. Футбол. Увлекся...


Спрашиваю о любимых предметах. «Конечно, физкультура», — то ли смеется, то ли всерьез. А вот вопрос об успеваемости его как–то не радует:


— Может, не надо?


— Это еще почему?


— На самом деле совсем не важно, как я учусь.


Оно и вправду не важно. Особенно когда практически по всем предметам у Короткевича — «отлично». Приступаем к главному:


— Год выдался интересным?


— Испытал себя в республиканской олимпиаде по математике. Мне это было действительно интересно. Получил результат, на который рассчитывал. Поломал голову и на олимпиаде по информатике. Спасибо составителям заданий. Впереди международная олимпиада в Италии.


— Поступление в вуз у тебя ведь уже в кармане? Помнится, еще со второго класса...


— Теоретически да. Но практически, по действующим правилам, только победа в 11–м классе на олимпиаде республиканского, международного уровня дает право на автоматическое поступление в вуз. В моем случае — в странах СНГ.


Разумеется, мне не терпится узнать, куда подастся самый перспективный «кодер» мира. Однако Гена интригует. Кажется, не только меня. Но и себя тоже. Из многих заманчивых предложений — и учебы, и работы — он еще выбирает. Благо время есть. Экзамены и тестирование его уже не касаются. Но я не унимаюсь:


— Хорошо, какой вуз в принципе мог бы тебя привлечь?


— Вот и я сейчас думаю: какой?


Впрочем, есть ли разница? Что–то мне подсказывает: независимо от того, какой и где Геннадий Короткевич сделает выбор, мы еще услышим о нем, и не раз. Затеряться такой «голове» будет весьма проблематично.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter