Скребок, баратинки и намитка

Это  лишь  немногие  из  тех  исторических  ценностей, которые  найдены  на  Солигорщине

Это  лишь  немногие  из  тех  исторических  ценностей, которые  найдены  на  Солигорщине

Несмотря на то, что Солигорск — один из самых молодых городов Беларуси, в его окрестностях можно обнаружить свидетельства событий, происходивших сотни миллионов лет назад. Например, окаменелые ракушки или запечатленные в камне морские водоросли. Встречаются, конечно, находки и поновее. То каменный топорик, то горстка средневековых монет становятся достоянием местного краеведческого музея. Одни артефакты напоминают о тех временах, когда на юге Беларуси простиралось обширное море, другие — подчеркивают колорит традиций наших предков, жителей нынешней Солигорщины. 

Уникальные археологические находки зачастую являются следствием шахтных разработок. Представьте себе — идет работа по пробиванию стволов будущего рудника, как вдруг среди породы на глубине, превышающей 200 метров, попадается какой-нибудь «зверек», живший в меловой период, то есть 150 миллионов лет назад. К примеру, еж. Да-да, не удивляйтесь — факт достоверный: во время строительства пятого рудоуправления «Беларуськалия» горняки наткнулись на круглый предмет золотистого цвета. Оказалось — ежик, правда, морской. Этих древних обитателей морского дна в последнее время было найдено два. Однако еще более уникальной и древней находкой является ракоскорпион. Этот представитель доисторического времени обитал в окрестностях современного Солигорска в девонский период палеозоя — от 410 до 360 миллионов лет назад! И вот недавно вновь дал о себе знать. Сначала находка шахтеров озадачила — то ли это рак, то ли скорпион, но позже выяснилось, что все же ракоскорпион. 

Значительно позже, лет так 11 тысяч назад, после последнего ледника, пришел на нынешнюю Солигорщину человек. Пришел, как и положено, в шкуре и с каменным топором. На правом берегу реки Случь белорусские археологи обнаружили свидетельства поселений древнего человека времен мезолита (середина каменного века). Среди многочисленных находок, датируемых тем временем, — кремневый скребок, применяемый для выделки шкур. Были и другие предметы из кремня, которого, кстати, в этих краях довольно мало. 

Гораздо чаще те или иные инструменты изготавливались из других камней — валунов, «потерянных» ледником. Так что пресловутыми каменными топорами солигорских краеведов не удивишь — пару десятков этих древних орудий труда и охоты в их арсенале есть. Но более ценным предметом является каменная мотыга. Их всего по Беларуси найдено около десятка, одна из них — у местечка Погост на Солигорщине. Деревня с таким названием расположена весьма примечательно — по обоим берегам реки Случь. Вот речные воды и вымывают то и дело разные любопытные вещи из курганов, расположенных в тех местах. Большая группа древних курганов находится и совсем рядом с городской чертой — начиная от так называемой Юстиковой горки, подарившей археологам множество интересных артефактов в 1929 году, до деревни Тычины. Многие горожане и не догадываются, что облюбованные ими для активного отдыха на лыжах и санках холмы таят в себе следы жизнедеятельности древнего человека. Всего в археологической коллекции Солигорского краеведческого музея числится больше 500 экспонатов. 

Но это дела дней, давно минувших, давайте заглянем в более недавнее прошлое. Например, в год 1665-й. Подходит к концу правление польского короля Яна II Казимира Вазы. Через 3 года он отречется от престола, но останется о нем напоминание в виде портретов, растиражированных сотнями миллионов, а то и миллиардами на медных монетах солидах. Самые массовые монеты на наших землях, находившиеся в обращении почти сто лет, назывались еще баратинками, в честь их первочеканника Титуса Левиуса Баратини. Монеты баратинки были двух типов чеканки: польской и литовской. Решки у них были одинаковые, а вот гербы отличались: на разных медяках были изображены «погоня», орел и, конечно же, профиль короля. Все это можно рассмотреть, если хорошенько приглядеться, на монетах, найденных не так давно на берегу Солигорского водохранилища у деревни Метявичи. Лучше всего почему-то просматривается профиль короля, а также надпись «solid». Год визуально не читается, но ученые установили точную дату чеканки – 1661-й и 1665 годы. В краеведческий музей находку принесли дети. Выяснили, что монеты медные и за ценный клад не сойдут, да и решили сделать доброе дело. Наверняка находка являлась чьей-то заначкой — 120 баратинок-солидов лежали в одной кучке. Да, сейчас ими уже не расплатишься. Хотя использовать по другим назначениям все еще можно. Дело в том, что в Средневековье люди бросали баратинки за спину, загадывая хорошую погоду. А на Пасху крестьяне, читая молитву, рассыпали мелочь вместе с кутьей и кусочками пасхального яйца в южной части поля — к большому урожаю. 

Если значимость клада баратинок чисто историческая, то другая находка из Солигорского музея имеет ценность и материальную… Как-то в деревне Завшицы решили провести к местной школе водопровод. К тому времени немногие сельчане помнили, что до 1930-х годов в центре деревни стояла церковь, и работы проводились прямо на святом месте. Но святость земли вскоре обнаружилась: ковш  экскаватора поднял на поверхность остатки богатого захоронения. Работы приостановили, потревоженную могилу исследовали. Оказалось, что в ней примерно два столетия назад был захоронен представитель высокого церковного звания. Хорошо сохранившийся серебряный крест на цепи принадлежал некогда протоиерею. В последний путь его отправили и с другими ценностями: напрестольным крестом и Евангелием в золоченом окладе. Ценные и интересные находки передали в музей, а на месте бывшей могилы разбили клумбу. Каждое лето она украшается цветами в память о завшицком протоиерее… 

С особой гордостью старший научный сотрудник Солигорского краеведческого музея Зинаида Романович рассказала мне о находке этого года. Примерно в начале позапрошлого века в нее наряжалась какая-то сельская красавица. Затем будущий экспонат принадлежал Прасковье Клезович из деревни Исерно, и наконец в музей его передал Михаил Карака, заведующий клубом и этнографическим уголком деревни Махновичи. Речь идет о предмете женской одежды с красивым и мелодичным названием — намиточка. Это, пожалуй, самый характерный и древний из женских головных уборов белорусок. Повязывалась намитка поверх чепца и напоминала рушник из тончайшего льняного полотна, который замысловато обвивался вокруг головы, а его концы ниспадали на плечи и грудь, придавая осанке женщины величие и красоту. 

Причем солигорская намитка не простая, а с уникальными коклюшными кружевами ручной работы. Предмет этот отлично сохранился и, как считают местные краеведы, уникален для Беларуси. В экспозиции музея уже есть одна подобная намитка. Характер рисунка и манера декора дают основания полагать, что сделаны оба головных убора одной и той же рукой или, по крайней мере, принадлежат к одной школе ткачества и плетения. 

Из других любопытных находок этого года на Солигорщине можно отметить печной горшковый кафель. Ученые Института истории Национальной академии наук Беларуси датируют его XV веком. Найден он на границе с Любанским районом посреди поля после весенней распашки. Интересно, что рядом никаких признаков поселения нет. Лишь воображение подсказывает, что возможно когда-то здесь, затерявшись среди непроходимых болот и лесов, располагался одинокий хутор… 

На снимке: старинные монеты баратинки из окрестностей Солигорска. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter