В Мирском замке реставрируют штучные шпалеры XVII—XVIII веков

Сколько ниточке виться

Мало кто знает, что в Мирском замке можно увидеть самую большую в стране коллекцию старинных шпалер. Их целенаправленно собирали на протяжении всего периода существования музея, и сегодня здесь насчитывается 18 произведений ручного и машинного ткачества. Когда-то настенные ковры без ворса служили для утепления каменных стен средневековых замков, ими завешивали окна и закрывали дыры. Сейчас стоимость некоторых редких экземпляров может доходить до сотни тысяч долларов. Как сохранить 400‑летние раритеты от разрушения, легко ли восстановить утраченное и кто помогает хранителям и реставраторам в этой сложной работе?

Елена Денис. На заднем плане — шпалера «Борьба между Тесеем и Тавром перед Миносом и Ариадной». 

Интересно, что давным-давно о шпалерах, сотканных на мануфактурах в Кореличах и Мире, знали далеко за пределами этих мест. Самые известные связаны с родом Радзивиллов. В наше время о местонахождении созданных в Кореличах раритетов известно, что четыре из них — в музеях Кракова и Варшавы в Польше, один — во Львовском историческом музее. Увы, ни в Мирском замке, ни в стране в целом похожих образцов не найти. Теперь стены замкового комплекса «Мир» украшают заграничные изделия, прибывшие в основном из Франции. Среди них фламандская «Охота» XVI века, «Борьба между Тесеем и Тавром перед Миносом и Ариадной» (1670‑е гг.), обюссоновская «Одиссей и Цирцея», датированная второй половиной XVII века, и другие.

Заведующий отделом учета и хранения музейных фондов музея «Замковый комплекс «Мир» Елена Денис знает все о «картинных коврах».
— Шпалеры или гобелены? — задаю первый вопрос специалисту.
— Шпалеры — более широкое понятие, — улыбается собеседница. — Гобеленами называют изделия, созданные на мануфактуре братьев Гобеленов во Франции. Если говорить о нашей коллекции, то речь идет о 14 произведениях ручного ткачества конца XVI — начала XVIII века и о четырех изделиях машинного производства начала XX века. Имеем также четыре шпалеры современного производства, которые в свое время делали на комбинате декоративно-прикладного искусства имени А. М. Кищенко. Они находятся в конференц-зале и в интерьерах гостиницы.
Одним из важных вопросов остается реставрация исторических тканых изделий, нуждающихся в починке, особых условиях хранения. К нему сотрудники музея подходят очень ответственно.
— Так как большая часть шпалер находится в экспозиции, то периодически мы их снимаем, чтобы они «отдохнули». Реставратор тщательно их осматривает, и порой необходимо оперативное вмешательство. Провисание основы, расхождение нитей и другие «болячки» требуют тщательного подхода. Проблема в том, что реставрационная школа в стране не так развита, как хотелось бы.
Но, безусловно, есть замечательные специалисты в Национальном художественном музее: они в 2020 году помогали восстанавливать шпалеру из Франции «Пейзаж с мельницей», которая была приобретена на аукционе по заказу музея.
Елена Денис предлагает пройтись по залам, чтобы воочию увидеть тот самый раритет.

Она самая маленькая по размеру из всех находящихся в замке, — демонстрирует специалист небольшое полотно. — Однако на реставрацию ушел почти год кропотливого труда. Рядом висит еще один раритет, который когда-то конфисковали на границе сотрудники Брестской таможни. Это шпалера «Царица Зенобия перед императором Аврелианом», датированная второй половиной XVI — началом XVII века.

В настоящее время в реставрационной мастерской находится ценный экземпляр — композиция «Торжество Мардохея», изготовленная во Франции на мануфактуре Обюссон во второй половине XVII века. Художник-реставратор музея «Замковый комплекс «Мир» Наталья Отцецкая встречает в святая святых, где тканое панно проходит «лечение»:

Наталья Отцецкая.

— При демонтаже подкладки заметили очаги, где шелковая нить разрушилась. Льняной тканью пришлось продублировать эти участки с обратной стороны. Как видите, шпалера намотана на станок, который в свое время сделали собственными руками сотрудники музея. Примерно такой мы подсмотрели во Франции. Он имеет очень удобный механизм поворота, что буквально спасает, учитывая недостаток площадей, где можно было бы полностью разложить полотно. Размер данного образца — 3,50 на 2,70 метра.

Недавно музейные хранители обратились за помощью к судебным экспертам, перед которыми поставили задачу изучить нити, из которых изготовлено произведение декоративного искусства. Требовалось незамедлительное восстановление текстильного материала на изнаночной стороне нижнего края бордюра экспоната.

— Интересовало прежде всего, какие использовались красители, что входило в их основу, химический состав и толщина скрутки и так далее, — отмечает Наталья Леонидовна. — Эти знания позволяют более точно подобрать современные аналоги. Всего было передано пять образцов. По признанию самих экспертов, это была очень интересная, необычная работа. Они подтвердили, что шпалера была создана из шелка, шерсти и льна, установили уникальную технологию производства изделия. Важно понимать, что мы не восстанавливаем утраты, а только закрепляем те места, где нити выпали или разошлись. Однако пройдет еще немало времени, прежде чем предмет снова появится в экспозиции.
В фондах Мирского замка есть еще две шпалеры, которые ждут своей очереди на реставрацию, чтобы потом занять достойное место в залах музея.
ЦИФРЫ

В основном фонде Мирского замка находится 2291 экспонат, в научно-вспомогательном — 2600 материалов. Всего — 4891 предмет. За их сохранность и реставрацию отвечают 27 сотрудников.

vrublevskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter