Сказка - ложь, да в ней намек...

Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Дюймовочка, Красная Шапочка... Все эти и многие другие герои сказок знакомы нам с детства. Сказка, как лекарство, может успокоить, взбодрить, дать надежду и даже подарить веру. Но при неправильном употреблении может нанести существенный вред.

Основные
требования
— В первую очередь сказки должны соответствовать возрасту ребенка, — считает Наталья САКОВИЧ, психолог-сказкотерапевт Академии последипломного образования.
Если вашему ребенку нет и трех лет, то для него идеальными будут сказки, в которых главными действующими лицами являются животные. Малышам рекомендуется читать народные сказки, ведь они прошли испытание временем, а значит, как нельзя лучше подходят для годовалых деток, а также сказки в стихах, к примеру, Барто, Успенского, Усачева, Чуковского.
С 5 лет детям лучше читать сказки, которые рассказывают о приключениях людей (бабушки, дедушки, внучки, братьев). Ребенок уже способен воспринимать творчество братьев Гримм, Шарля Перро.
Сказки, в которых главные герои перевоплощаются в других персонажей, лучше усваиваются детьми старше 7 лет.
— До этого возраста не пугайте ребенка русалочками, хоббитами, троллями, — обращается к родителям Наталья Сакович. — Этих героев мальчики и девочки еще не способны воспринимать правильно, а потому у них может возникнуть страх преследования, темноты и некоторые другие.
Ребенок старше 13 лет может правильно усваивать практически любые произведения, поэтому пусть читает все, что интересно. Более “продвинутые” подростки могут прикоснуться к творчеству Коэльо, Мураками, Зюскинда.
— Сегодня люди все более обращаются к духовности, — рассуждает психолог. — А потому мамочки вместе со сказками могут читать своим деткам разнообразные библейские притчи. Среди них также нужно выбрать те, которые соответствуют психологическому развитию малыша (чаще всего на книжках указано, для какого возраста они рекомендуются).
Составляем
сказку сами
С помощью сказки можно не только передать маленькому человечку доброе и поучительное, но и вылечить некоторые страхи малыша. И это не требует особых усилий и большого количества времени. Просто придумайте сказку сами.
Начните ее со сказочного описания главного героя (в роли которого должен быть ваш малыш). Далее расскажите о том, какие страхи испытывал герой сказки и как он их преодолел. При этом подарите сынишке или дочурке реальный предмет, с помощью которого он может бороться с воображаемыми трудностями.
— Если малыш боится темноты, мама может сочинить ему такую сказку, — мягко улыбается Наталья Сакович. — Жил-был зайчик, весь такой беленький, пушистенький, как ты. Так случилось, что наш зайчик был большой трусишка... Как-то его мама ушла на работу, и зайка остался один-одинешенек. Ему казалось, что придет ведьма, схватит его и унесет далеко-далеко. Но пушистенькому зайчику повезло: к нему прилетела добрая фея и подарила волшебный фонарик. Когда зайчику страшно, он включает фонарик, светит им в комнате, и ему уже совсем не страшно, потому что фонарик охраняет его, пока мамы нет дома.
Обратите внимание: у каждой сказки, рассказываемой ребенку, должен быть хороший конец. Даже если авторская сказка заканчивается плачевно, можно переделать ее конец самим. А вот пугать ребенка плохими сказочными героями не нужно.
Бэтмены и Шреки пугают малышей
— Начнем с того, что малышам до трех лет телевизор лучше вообще не смотреть, — рекомендует психолог-сказкотерапевт. — После этого возраста ребеночку можно включать короткие мультфильмы. Если мультик длинный, лучше разбить его на части (по 15 минут каждая) и показывать в течение дня. Долгое времяпровождение у голубых экранов может привести к развитию неврозов. У некоторых детей от информационной перегрузки возникают заикания, речевые нарушения, навязчивые движения.
Сюжет мультфильма  должен быть не сложным для восприятия малыша и по аналогии со сказками соответствовать возрасту ребенка. Популярный сегодня мультфильм “Мертвая невеста” может нанести существенный вред психике несформировавшегося человека. После просмотра подобных анимационных картинок у ребенка могут появиться ночные кошмары, обостриться страх смерти.
Язык сказок воспринимается ребенком намного сильнее, чем реальный. Для него сказочные образы живее, чем родители. Посмотрев мультик про мутантов, маленький ребенок видит их повсюду, боится выходить из дому. И даже когда подходит к окну, видит зеленое страшилище, которое превращается в пену и зовет малыша к себе...
Поэтому популярный мультфильм “Мадагаскар” подходит детям старше 10 лет, “Бетмана”, “Шрека” и “Гарри Поттера” желательно смотреть после 11 лет.
Не нужно разрешать детям смотреть рекламу. Молодые мамы, занимаясь домашними делами, часто сажают ребенка у телеэкранов, и малыш, хлопая в ладоши, улыбается “сникерсам”, “рексонам”, “галиннам бланкам”.
— Нельзя так! — возмущается Наталья Сакович. — Рекламные ролики вообще не ориентированы на детей. При их показе повышается звук, сменяется яркость цветов, учащается темп подачи информации. И снова информационная перегрузка, навязчивые состояния... Некоторые их них даже требуют длительного лечения.
Один из мальчиков, родители которого обратились за помощью к психологу, страдал навязчивым состоянием. Ребенок каждые 15 минут кричал: “Радио Би-эй!” Вроде бы смешно. Но тем не менее это один из признаков невроза.
— Развитие информационных технологий — это, конечно, хорошо, но ничто не заменит ребенку сказку, — утверждает специалист. — Обратите внимание, как это произнесенное вслух волшебное слово заставляет детей трепетать, а взрослых едва заметно улыбаться...
Сказка — верный друг умницы-сыночка или красавицы-доченьки и их первый учитель на пути к взрослой жизни. Стоит лишь грамотно подобрать сказку, и ее невероятные свойства откроются вашему взгляду. И вы сможете наслаждаться, наблюдая за тем, как маленький человечек окунается в загадочный мир, полный волшебства. И засыпает в уютной кроватке, обнимая недавно подаренного плюшевого мишку.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter