СК: принятие изменений УПК дает новые возможности привлечь каждого сбежавшего преступника к ответственности

От правосудия не сбежишь

Президент подписал Закон «Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь», который предусматривает введение специального (заочного) производства. Он касается тех, кто бежал из страны от правосудия. Теперь каждого виновного смогут привлечь к ответственности.


Надо сказать, что такая возможность заочного производства, когда обвиняемый находится за пределами Беларуси, в действующем УПК раньше уже была, но только на последней, судебной стадии.


Наталья Андреева, начальник управления правового обеспечения Центрального аппарата Следственного комитета, пояснила, что изменения в Уголовно-процессуальном кодексе дают новые возможности следствию:

— Раньше на стадии досудебного производства у нас не было правовых оснований, чтобы направить прокурору уголовное дело в суд в отношении лица, которое находится вне Беларуси и уклоняется от явки в органы предварительного следствия. Как правило, после выполнения всех возможных процессуальных действий расследование приостанавливалось на длительный срок. Сегодня с принятием изменений появились основания передавать определенные категории дел в суд в отношении тех обвиняемых, которые находятся не в стране и уклоняются от явки в органы, ведущие уголовный процесс.
Речь идет о ряде преступлений, совершенных против мира, безопасности человечества и государства, военных преступлениях, преступлениях, связанных с террористической деятельностью, захватом заложников, зданий и сооружений, об организации массовых беспорядков и других, которые влекут за собой угрозу национальной безопасности.
Кроме этого, как рассказала специалист, есть определенные условия, при которых такое заочное производство возможно. Например, помимо перечня перечисленных преступлений, это может быть отказ иностранного государства в выдаче обвиняемого или если в течение шести месяцев эта страна не отвечает на просьбу о выдаче лица для осуществления уголовного преследования.
Однако Наталья Андреева подчеркнула: из этого правила есть одно важное исключение. По постановлению Генерального прокурора, а также председателя Следственного комитета или председателя Комитета государственной безопасности (с согласия Генпрокурора) заочное производство может быть начато с другими уголовными делами вне зависимости от решения вопроса выдачи обвиняемого иностранным государством.
На вопрос, как изменения повлияют на работу следствия, Наталья Андреева отметила:

— Принятие закона однозначно дает возможность привлечь преступника к ответственности, пускай он даже не находится в стране. Кроме этого, мы думаем, что изменения позволят сэкономить время в восстановлении прав потерпевших, а также оперативно возместить ущерб, причиненный преступлением.

gotovko@sb.by

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ


Марина Ленчевская, депутат Палаты представителей:

— Закон принят с учетом актуальной ситуации, когда наши беглые, обвиняемые в совершении серьезнейших преступлений, оказались за пределами Беларуси в государствах, которые отказываются их экстрадировать, несмотря на наличие подтверждающих преступления материалов.

Один из важнейших принципов права — неотвратимость наказания. Закон нацелен на то, чтобы эти люди обязательно понесли наказание, в том числе в виде конфискации имущества.


Алексей Авдонин, аналитик Белорусского института стратегических исследований:

— Эти изменения приняты с учетом изменения формата внешних угроз, а также элементов проведения против Беларуси и Союзного государства гибридной войны, в которой основной упор делается на формирование некой «альтернативной власти», подрывных политических, военных и информационных структур.

В этом контексте задача руководства страны — обеспечить правовые нормы, которые позволяли бы проводить расследования в отношении подобных персоналий вне зависимости от того, где они находятся. Ведь они представляют угрозу для республики, а потому должны нести уголовную ответственность.

В настоящее время, когда мир становится все более тесным и взаимосвязанным, многие государства прибегают к подобной системе уголовного производства. Например, эта практика активно применяется в странах Азиатско-Тихо­океанского региона, Ближнего Востока, Латинской Америки. Таким способом государства защищают свой суверенитет от давления коллективного Запада, который активно использует технологии бархатных революций и формирования протестов.


Александр Шпаковский, политический аналитик:

— Определенные лица, совершившие преступления против национальной безопасности Республики Беларусь, сейчас находятся за пределами нашей страны. Это создает у них иллюзию, что их деяния останутся без должной правовой квалификации и, соответственно, судебного решения.

Руководствуясь принципами справедливости и неотвратимости наказания, власти внесли изменения в белорусское законодательство, чтобы не было необходимости дожидаться экстрадиции преступников из-за рубежа.

Заочная практика расследования и вынесения судебного решения позволяет правосудию «дотянуться» до лиц, совершивших преступные деяния, в максимально короткие сроки.

Пусть те граждане, которым кажется, что они находятся под надежной защитой своих иностранных кураторов, знают, что цена за предательство Родины — совершенно конкретное справедливое возмездие.

Кстати, примечательно, что закон об изменении УПК принят очень быстро. Это говорит о том, что белорусская власть стала весьма мобильной, потому оперативно реагирует на общественные запросы.

vasilkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter