Сизифов путь

Весну не любят, пожалуй, только закоренелые пессимисты и водители. Немудрено. Как только сходит снег — жди активизации от дорожников. Ремонтники и сейчас спешно латают обнаженные после долгой зимы рытвины...

Весну не любят, пожалуй, только закоренелые пессимисты и водители. Немудрено. Как только сходит снег — жди активизации от дорожников. Ремонтники и сейчас спешно латают обнаженные после долгой зимы рытвины. Сетуют при этом на плохую погоду (неужели можно ожидать другой?) и нехватку финансирования. Что происходит с нашими дорогами? Неужели действительно средств, которые выделяются на эту отрасль, недостаточно? Для справки: только на республиканское дорожное хозяйство в этом году отведено около 1,1 триллиона рублей (а ведь есть еще местные и городские дороги — для них предусмотрен свой бюджет). За эти деньги можно купить целый автопарк «Феррари». Может, дорожникам просто выгодно такое состояние дел (если сделать хорошо и надолго, откуда брать основание для выделения денег)? Или, возможно, все дело в никудышном асфальте?


Островки проблем


Улица Куйбышева, недалеко от Комаровского рынка. На дороге нет живого места — заплатка на заплатке. Оживленная магистраль в самом сердце города напоминает рвавшееся не раз покрывало. Штопаное наспех. Трещины, похожие на морщины. А еще в глаза бросаются аккуратно вырезанные в асфальте прямоугольные островки (специалисты называют их картами). Это подготовлены места для очередных латок. Временный знак о дорожных работах прислонился к столбу. Заметят ли его водители? По резкому визгу шин перед одним из островков понимаю, что нет. Еще чуть–чуть — и будет авария.


Куски асфальта–то вырезаны, а вот самих рабочих поблизости не заметно. На следующий день погодные условия улучшились — все островки «заделали». Однако сколько машин пострадало до этого? Каждую весну на шиномонтажах довольно потирают руки в предвкушении вала клиентов, а следовательно, дополнительной прибыли.


Специалисты утверждают, ямочный ремонт должен проводиться максимально оперативно. На устранение колдобин отводится не более двух суток. По окончании работ на покрытии не должно оставаться никаких брешей. Но почему в Минске у водителей так много нареканий на состояние дорожного полотна? Кое–где работы ведутся, но как–то уж больно медленно. А где–то и вообще не начинались. Между тем многим улицам не то что ямочный — капитальный ремонт просто необходим. Скажем, участок улицы Сурганова от проспекта Независимости до Академической всем своим видом намекает на это уже несколько лет.


— Сейчас у нас традиционно самая горячая пора, — комментирует начальник отдела технического надзора по текущему ремонту и содержанию «Горремавтодора» Мария Евсикова. — Зимой мы ограничены в своих возможностях, зато весной работаем в усиленном режиме. Перепады температур обусловили появление ям и выбоин. Сейчас стоит задача к началу мая привести в порядок центральные улицы. За март методом точечного ремонта мы уже устранили 26 тысяч квадратных метров ям. И это не предел. Работу осложняет прямая зависимость от погоды. Если ремонт уже начался, тогда огораживаем и ждем, пока метеоусловия станут более–менее удовлетворительными. А так стараемся выгадывать погожие деньки, когда нет дождя и снега.


Между тем по интернет–форумам ходят интересные истории, как асфальт у нас укладывают прямо в лужу. Мол, сегодня вырезали дырки на дороге, завтра пошел дождь, а послезавтра и асфальт подвезли. Ну не ждать же пока просохнет...


Сами дорожники прекрасно понимают: латки на дорогах — меры вынужденные, косметические и недостаточные. Это все равно что скрывать от чужих глаз синяк с помощью пудры. Загримированный дефект вроде и не виден, но это отнюдь не означает, что его нет в принципе. К тому же по–настоящему основательный марафет наводится только в центре. И то не всегда.


— Без всяких претензий могу ездить только по проспекту Независимости и Победителей, — сетует минский таксист с многолетним стажем Дмитрий Буснюк. — На окраинах так вообще ситуация аховая. И работы, кажется, ведутся постоянно, а толку никакого. Часто замечаю, как быстро портится асфальт рядом с заплаткой, и тогда ее нужно расширять, увеличивать. Потом снова и снова. И так до бесконечности, пока руки наконец не дойдут до капитального ремонта. Еще одна проблема: когда специалисты «вспарывают» дорожное полотно, проводят необходимые работы, а бреши зачастую заделывают наспех, небрежно. Причем, скорее всего, низкокачественным битумом, который прекрасно отпечатывается на покрышках в теплое время года...


Повторенье — мать мученья


Желания водителей понятны. Автомобилисты хотят комфорта передвижения, мечтают о гладкой, как лист бумаги, дороге. А получают — стиральные доски, по которым не то что ездить... Даже смотреть больно. Только и делаешь, что трясешься в страхе за подвеску и бампер.


— Да, ситуация, когда с приходом весны на дорогах появляется много ям, повторяется ежегодно, — признает руководитель пресс–службы департамента «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций Алексей Пекун. — Но тому есть объективные причины. Разрушение покрытия объясняется сложными погодными условиями (ночью подморозит, днем оттает), а также постоянным недоремонтом из–за дефицита средств. Мы не можем проводить ремонтные работы в полном объеме. В результате дорожное покрытие стареет и уже не способно сопротивляться агрессивному воздействию внешней среды. А ведь здесь, как с обувью: если вовремя не сделать набойки или профилактику (в случае с дорогой нанести защитное покрытие, так называемый слой износа), то обувь сносится и обобьется гораздо быстрее.


Опять сетования на погоду и финансирование! Но неужели мы могли бы рассчитывать на какие–то другие, более комфортные условия: когда ни перепадов температур тебе, ни мороза, ни метелей? Нет, не могли. Нужно уметь как–то приспосабливаться к тому, что имеем. И в этом вопросе ключевой момент: в каком состоянии наши магистрали отправились на зимнюю спячку. Одна цифра. По результатам осенней диагностики неотложный ремонт (мы уж не говорим о других видах) требовался более чем тысяче километров республиканских магистралей. А ведь есть еще и местные автодороги, которые относятся к коммунальной собственности. Тут цифры тоже нерадужные. В целом с просроченными межремонтными сроками у нас эксплуатируется более 90 процентов всех дорог. А зима к такому болеющему полотну беспощадна. Это все равно что постоянно выгонять на снег и мороз пациента с воспалением легких. Заболевание будет только усугубляться и прогрессировать, причем пугающими темпами.


Более–менее удовлетворительное состояние дорожной сети у нас по старинке поддерживается преимущественно за счет содержания (уход, устранение незначительных повреждений, предотвращение развития дефектов) и текущего ремонта. Но почему бы не сделать раз и навсегда, чтобы лет десять вообще не прикасаться к отремонтированному участку. Дорожники говорят, не хватает средств на капитальный ремонт, и всякий раз возвращаются к ямочному методу, который не критикует только ленивый водитель внедорожника. Возможно, стоит говорить об асфальте низкого качества? Или, может, заводы — производители асфальтобетона не справляются с запросами отрасли? Обзваниваю несколько таких предприятий.


— В прошлом году наши производственные мощности использовались процентов на 60 — 70, — удивляют меня по одному из номеров. — Неизрасходованный потенциал просто огромен. Еще одна проблема, с которой постоянно сталкиваемся, — дефицит специального дорожного битума. В стране он производится в недостаточных количествах. И чаще всего как побочный продукт переработки нефти.


Обратная сторона


И что, так и будем кивать друг на друга, причитая о нехватке денег? Или, может, не так уж и важны ровные дороги? Парадокс, но в ГАИ предупреждают: идеально ровная магистраль имеет... и недостатки. Скорости, которые всегда чреваты ДТП. В пример мне привели минскую улицу Захарова. Когда тут была плохая дорога, долгое время здесь вообще не фиксировались аварии с погибшими и пострадавшими. Как только дорожники сделали капремонт, статистика испортилась. Пришлось принимать экстренные меры. Ситуацию более–менее стабилизировали, лишь заложив дорогу «спящими полицейскими».


— Как только капитальный ремонт в городе — жди увеличения статистики аварийности на определенном участке, — убежден начальник отдела технических средств и систем Минской ГАИ Дмитрий Навой. — Увы, но у многих наших водителей автоматически срабатывает «тумблер»: ровная дорога — значит, можно смело давить на педаль газа. Проанализировав статистику, мы заметили, что из–за дороги в неудовлетворительном состоянии случаются только 2 — 5 процентов всех ДТП с пострадавшими. Куда более актуален вопрос проектирования улиц без учета безопасности дорожного движения: по этой причине происходит больше половины всех аварий. Недавно был в командировке в Копенгагене и удивлялся: современный европейский город, а дороги на некоторых улицах все в латках. Когда попросил объяснить эту дилемму представителя дорожной администрации, он ответил: если дорожное полотно пусть и в плохом состоянии, но безвредно, то это последнее, о чем я буду думать. Сначала безопасность — потом комфорт.


А как у нас? Наоборот? Или вообще никак? Ни безопасности, ни комфорта. Жаль... Ведь так хочется не жить от весны до весны в ожидании чуда.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter