Источник: Знамя юности
Знамя юности

Через 20 лет в словарях будут писать «звОнит». Что происходит с русским языком и нужно ли с этим бороться?

«Сижу в пальте в первом ряде»

Переписка в соцсетях и мессенджерах порой напоминает шпионские шифровки. «ДД. Спс за комп», – пишет мне соседка по подъезду, которой я вчера одолжила на вечер ноутбук. Не сразу догадалась, что ДД – это, оказывается, добрый день. О том, что происходит с языком и нужно ли с этим бороться, «Знаменка» поговорила с лингвистом, старшим преподавателем филфака БГУ Гордеем Хомичем.

Гордей Хомич

– Признайтесь, вас напрягает «птичий» язык в соцсетях?

– Проблемы в этом не вижу. Если студент пишет приятелю в вайбере «спс» вместо «спасибо», это вовсе не означает, что он неграмотный. Возможно, в его окружении так принято, и если вместо привычных сокращений он начнет писать «добрый день!» или «благодарю!», то будет чувствовать себя белой вороной. По этому случаю есть шутка. У лингвиста спросили: «Как вы скажете – портфЕль или пОртфель?» «Если я пришел на заседание академии наук, то, конечно, портфЕль, – ответил профессор. – А если приеду к себе в деревню, то буду говорить пОртфель – иначе подумают, что зазнался».

– То есть вы не считаете, что с появлением интернета и смартфонов мы стали менее грамотными?

– Я бы не сказал, что речь стала более безграмотной – она стала менее богатой и выразительной. Уменьшается словарный запас, из речи исчезают фразеологизмы: даже студенты филфака порой не знают, что такое авгиевы конюшни или неопалимая купина. А недавно столкнулся с тем, что школьник не знал значение слова «негодовать». «А мне оно не нужно, поэтому я им не пользуюсь», – объяснил он в ответ на мое удивление. Почему так происходит? Просто раньше люди больше интересовались друг другом. Им было важно донести до собеседника мысли и переживания – а для этого приходилось искать в голове подходящее слово. Сейчас нас больше занимает техника, чем люди вокруг, и языку приходится приспосабливаться: конструкции упрощаются, становится больше терминов и сокращений, которые делают речь похожей на компьютерный код. Кроме того, молодежь стала более прагматичной: ребята не понимают, зачем тратить время и силы на развитие культуры речи, если они и так могут везде объясниться – и на работе, и в магазине.

– А как же школьные уроки литературы? Ведь это же их задача – научить говорить грамотно.

– К сожалению, в школах часто злоупотребляют тем, что в методичках называется техническими средствами обу­чения. Я не против презентаций и видеороликов на уроках математики, химии, физики, но на гуманитарных предметах это лишнее. Ведь где, как не на уроках языка и литературы, школяры могут научиться грамотно говорить, рассуждать, выражать мысли? А создавать презентации и перелистывать слайды они и так умеют.

Русский язык в наших школах преподается хорошо: в Беларуси очень сильный коллектив авторов, которые пишут учебники, – к ним даже российские коллеги приезжают за консультациями. А вот с литературой есть проблемы. Часто преподавание сводится к тому, что класс читает произведение, называет тему и идею – и на этом все. Подбор текстов тоже вызывает вопросы. Ведь чтобы ребята были грамотными, они должны читать классику. А чтобы им нравилось это делать, нужны произведения, которые бы находили отклик в их душе. Например, я бы заменил «Войну и мир» на «Анну Каренину» – в советское время, кстати, так и было. Или, например, в школе изучают стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда», поэму «Кому на Руси жить хорошо». Конечно, разговор о том, как тяжело жилось крестьянству в XIX веке, тоже важный, но эта тема вряд ли способна затронуть душу современного школьника.

– Давайте поговорим о кофе. Еще десять лет назад сказать «вкусное кофе» было верхом безграмотности, а сейчас такая форма есть даже в словарях.

– Это естественный процесс: норма всегда следует за жизнью. Недавно на курсах повышения квалификации в Петербурге эксперт сказал: «Я вам гарантирую, что в ближайшие лет 20 в словарях появится форма «звОнит». Что касается «кофе», то я, несмотря на новшество, по-прежнему говорю о нем только в мужском роде. Как сказал все тот же эксперт, вы можете употреблять его и в среднем – но будете выглядеть как представитель интеллигенции в первом поколении.

– Какие ошибки на вывесках, бигбордах режут вам глаз?

– В Минске сейчас массовое помешательство: во всех кафе пишут «кофе на вынос». Хотя словари категоричны: «навынос» – только слитно. Но я к администраторам не подхожу и на ошибку не указываю.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter