О совершенствовании пенсионной системы

Система в поиске баланса

За 20 лет ожидаемая продолжительность жизни выросла у нас с 68,6 до 73,9, то есть более чем на 5 лет. На фоне этой цифры все досужие пересуды о том, надо ли было увеличивать пенсионный возраст на 3 года, теряют всякий смысл. А вот продолжать разговор на эту тему действительно надо. Александр Лукашенко, подписав указ, высказал понятную любым родителям истину: важно, чтобы решение вопроса не перекладывалось на плечи наших детей. Будем откровенны: повышение возрастной планки — это мера для балансировки бюджета Фонда соцзащиты, можно сказать, передышка, чтобы все еще раз хорошо продумать и просчитать. А считать придется очень скрупулезно, не на годы — на десятилетия вперед.

Прежде неплохо бы определиться в базовом: какую пенсию мы хотим для своих детей? Конечно, бессмысленно прогнозировать какие–то суммы в рублях. Тогда давайте хотя бы определимся, от чего будем отталкиваться. Например, есть рекомендации Международной организации труда, согласно которым пенсия должна соответствовать 40% заработной платы уходящего на заслуженный отдых. Посмотрим, что у нас: 38% — на конец прошлого года, следует из сводок Белстата. Но это в среднем по стране. Все, кто зарабатывает выше среднего — а это, согласно государственным статистическим наблюдениям, более 20% работников, — хотели бы, чтобы именно их личная пенсия соответствовала их большему индивидуальному заработку. И это проблема, потому что при существующей системе расчета применяется регрессивный принцип учета высоких заработков. Справедливо ли? В будущем надо дать ответ. Причем с учетом того негативного опыта, который был накоплен в ходе российской пенсионной реформы с начала 2000–х, которая как раз таки и пыталась в числе прочего решить эту проблему путем дробления пенсионных счетов на гарантированную и накопительную части.

Следующий вопрос: а сколько мы хотим жить на пенсии? Кому–то такая формулировка покажется странноватой, но здесь речь скорее о математическом вопросе — именно он важен для стабильной работы солидарной пенсионной системы. Поэтому снова вернемся к пенсионному возрасту. После 2020–го наши женщины будут обращаться в органы соцзащиты в 58 лет, мужчины — в 63 года, то есть средний возраст выхода на пенсию составит 60,5. Ожидаемая продолжительность жизни белорусов 1959 года рождения — 70,3 года. Значит, наша пенсионная математика должна исходить как минимум из неухудшения этого параметра — 10 лет пенсионных выплат каждому, кто достиг соответствующего возраста и имеет право на пенсию. Конечно, лучше пожить подольше, и тогда мы скажем себе: наша задача — минимум — 15 лет на пенсии каждому белорусу. Но здесь придет пора задуматься, где взять на это деньги. Либо опять искать компромиссы в формуле, которая состоит из уровня замещения пенсией зарплаты, общего числа пенсионеров и работников, которые делают взносы в Фонд соцзащиты. Когда мы честно посмотрим на эту формулу, то поймем: сейчас в ней мы готовы менять только один параметр: число пенсионеров, иными словами, возраст выхода на заслуженный отдых. Ведь платить меньшие пенсии — на это государство не пойдет.

Конечно, Президент поставил перед Правительством и руководителями областей задачу сломать негативный тренд последних лет по сокращению числа занятых в экономике и ежегодно создавать по 50 тысяч новых рабочих мест, которые призваны обеспечить дополнительные поступления средств, в том числе и на выплату пенсий. Но насколько это нетривиальная задача, говорит опять же официальная статистика: начиная с 2011 года численность экономически активного населения в Беларуси снизилась на 220 тысяч человек... Здесь нужно очень сильно постараться.

Наконец, говоря о пенсионной реформе, многие основной упор делают на тех, кто пенсии получает, часто забывая о тех, кто их платит. Пусть это и называется страховыми взносами, которые предприятия делают за своих работников, но фактически это налог на бизнес в привязке к количеству задействованного персонала. Сейчас наш бизнес платит 35% соцстраха, российский — 30%. А работаем в одном экономическом пространстве... Поэтому, совершенствуя свою пенсионную систему, мы должны определиться: с каждого работающего берем, скажем, треть на финансирование пенсий предыдущих поколений тружеников. А все, что сверх того, договаривайтесь с работодателем, привлекайте профсоюзы, создавайте свой персональный пенсионный капитал. И это, кстати, самая сложная часть пенсионной системы, поскольку предполагает стойкость финансовой сферы в долгосрочной перспективе, стабильную валюту и наличие долгосрочных инвестиционных проектов, куда можно вкладывать часть пенсионных денег. И это та работа, которую не стоит откладывать, а тем более рассчитывать, что ее сделают наши дети.

И вообще, надо настроиться на то, что пенсионная реформа — это не та вещь, которая делается в один момент — и сразу все довольны. Это длительный процесс, поиск баланса между интересами различных групп и поколений, в основе которого лежит очень тонкая, но чувствительная материя: социальная справедливость.

v3282726@yandex.ru

Фото "СБ"

Советская Белоруссия № 94 (24976). Пятница, 20 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter