Система работает на человека. О чем во Дворце Независимости говорили Президент и министр здравоохранения

Поставки медицинского оборудования и лекарств, ценообразование, развитие отечественной фармпромышленности, зарплаты врачей, ситуация с коронавирусом. Обо всем этом говорили во Дворце Независимости. Александр Лукашенко принял с докладом министра здравоохранения Владимира Караника. И едва ли не с ходу похвалил:

— Меня прежде всего волнует главный вопрос — управляемость системы. Управляемость всегда показывает себя и является лакмусовой бумажкой в каких-то неординарных случаях. Неплохо работает, конечно, система здравоохранения, и врачи молодцы.


В череде текущих вопросов

Конечно, не без определенных недостатков. Говоря о них, Александр ­­­Лукашенко, впрочем, отметил: они — небольшие, чисто субъективного характера, на функционирование системы влияют не особо. Избежать их, считает Глава государства, вполне по силам. Более глобальный вопрос, который Президент поднимал еще при назначении Владимира Караника министром и которым поинтересовался сегодня, — импорт медицинского оборудования и лекарств. Некоторые из них, высказал мнение Глава государства, ранее закупались по несколько завышенным ценам:

— Надо было эти цены приводить в чувства. Для этого надо не просто отдавать рынку на откуп. Конкуренция — дело хорошее, но все‑таки мы должны знать минимальные и максимальные цены по тому или иному оборудованию, особенно дорогостоящему (а мы их знаем, они понятны), и стараться работать ниже этих цен. 

— Мы активно поработали по созданию прозрачной системы закупок, улучшению маркетинга и работе с производителями для того, чтобы они напрямую выходили на наши рынки, — сказал в ответ Владимир Караник.

Результат подобного сотрудничества «без посредников»: по многим позициям цены были сокращены более чем в два раза. Важно это вот почему: в стране утверждена программа модернизации и оснащения современным оборудованием учреждений здравоохранения. Ее реализация уже началась, закупка нового оборудования идет активно. Уже общаясь с журналистами, Владимир Караник привел следующий пример: в прошлом году для различных клиник купили 12 компьютерных томографов, в этом году планируется закупить столько же. Приобретаются и магнитно‑резонансные томографы.

— И в этом плане нам помогает ситуация с ценами на оборудование. Более прозрачные, более жесткие конкурсы на закупку техники привели к тому, что самый мощный на данный момент магнитно‑резонансный томограф стоит уже не 3,3 миллиона евро, а 1,6. Компьютерный томограф стоит не 700 — 800 тысяч евро, а от 350 тысяч до 400 тысяч. 


Наши врачи — на высоте

В эти дни, впрочем, только и разговоров, что о коронавирусе. Не мог не поинтересоваться предпринимаемыми мерами и Президент:

— Я понимаю, что нам удалось спокойно пройти этот период. Успокаиваться, конечно, нельзя. Но и для паники у нас нет никаких оснований. 

Создавать ажиотаж, скупать различного рода препараты, медицинские маски, считает Глава государства, тоже не стоит. Хотя, по его словам, с подачи Всемирной организации здравоохранения многие уже и так поняли, что маски следует носить только заболевшим, чтобы снизить риск заражения окружающих. Остальное — перестраховка.

— Мы не возражаем. Только не должно быть ненужных телодвижений, не должно быть никакой паники, — выразил свое мнение Александр ­­­Лукашенко. А затем добавил: маски в стране изготавливаются нынче сразу несколькими предприятиями и в больших количествах.

Советы от Президента: мыть руки, лицо, тем, кто заболел или ощущает признаки болезни, — стараться не разносить инфекцию. Важный фактор: для успешной борьбы с распространением вирусов, подчеркнул Глава государства, здравоохранение в той или иной стране должно работать на человека, а не преследовать какие‑либо коммерческие цели. При всем этом Александр ­­­Лукашенко заметил: несмотря на присутствие настороженности по поводу ситуации с коронавирусом, уровень заболеваемости в Беларуси вирусными инфекциями, включая грипп, ниже прошлых лет. 

Не преминул Глава государства сказать спасибо и китайской стороне:

— Они ничего от нас не скрывают, дают нам всю информацию, советуют. Потому что они лучше знают, больше всего занимались этой проблемой, и успехи у них выше, чем у кого бы то ни было. Они нам здорово помогают своими советами и рекомендациями. Спасибо им  большое за это. Но и наши врачи оказались на высоте.

Недавно открытый новый рентгеновский компьютерный томограф в Гомельском областном клиническом онкологическом диспансере.
фото Ивана Яривановича.

Фармацевтическая безопасность страны

На встрече у Главы государства не обошли вниманием и вопрос развития фармотрасли, от которой зависит лекарственная безопасность страны. Об этом Владимир Караник рассказал, уже общаясь с журналистами. Сделано следующее:

— С рядом компаний уже проведены переговоры, подписаны даже договоры о локализации на наших заводах инновационных препаратов, которые находятся под патентной защитой.

Министр также напомнил журналистам, что с 2023 года будет проводиться аккредитация медицинских учреждений. И эта инициатива вызвала вопросы:

— Все начали рассказывать, что мы собираемся закрыть больничные учреждения, не соответствующие нашим критериям. И сэкономить на этом деньги. Еще раз подчеркну — на медицине никто экономить не собирается. Расходы на медицину будут увеличиваться.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Все о коронавирусе. Владимир Караник рассказал журналистам о состоянии пациентов, у которых выявили болезнь, а также о мерах, которые предпринимаются белорусскими медиками для того, чтобы избежать массового распространения инфекции в стране.

Владимир Караник.

О пациентах

— Все пациенты, у которых выявлен коронавирус, находятся в удовлетворительном состоянии. Четверо уже вылечились, их тесты отрицательны. Однако по протоколам мы должны их наблюдать не менее 14 дней с момента госпитализации. Новые случаи, которые фиксируются, — у тех, кто контактировал с заболевшими. Заболевание у них протекает в легкой форме, и без тестов о нем мы бы, скорее всего, не знали.

О несознательности

Ситуация с коронавирусом, считает Владимир Караник, выявила в белорусском обществе определенные проблемы:

— Речь, с одной стороны, о несознательности отдельных людей. С другой стороны — о ненужной шумихе, которая сейчас имеется в прессе, и попытке вторгнуться в личную жизнь людей. Из‑за этого люди скрывают, что находились в эпидемически неблагоприятных районах, и поздно обращаются за медицинской помощью.

В качестве примера министр привел пациента, который был госпитализирован в понедельник в Минске с пневмонией (на момент госпитализации он был в состоянии средней степени тяжести). Минчанин скрыл тот факт, что недавно вернулся из Северной Италии — в Беларусь он прилетел рейсом из Мюнхена. Истинная картина раскрылась только после того, как он попал в больницу и сдал тест.

— Есть «красные флажки», которые мы поставили, чтобы не пропустить случаев инфекции: так, пневмонии средней степени тяжести и тяжелого течения обязательно типируются на наличие коронавируса, — заметил министр.

О респираторном этикете и самоизоляции

Министр еще раз подчеркнул, что чем позже человек обращается за медицинской помощью, тем дольше ему придется лечиться и тем выше шанс развития осложнений:

— Когда человек возвращается из эпидемически неблагоприятного района и начинает активно общаться с родственниками и друзьями, у меня это вызывает один вопрос: неужели вам так не дороги ваши друзья и родственники, что вы как минимум можете обеспечить им двухнедельный карантин, а как максимум передать инфекцию?

По мнению Владимира Караника, в течение двух недель вернувшийся из‑за границы человек должен соблюдать некоторый охранительный режим: сократить до минимума контакты, не посещать общественные места, не ходить в гости. Это даст возможность организму акклиматизироваться, а также поможет защитить людей, которые рядом. Кстати, по словам главы ведомства, если люди будут демонстрировать сознательное отношение к своему здоровью, то в стране могут начать применять алгоритмы самоизоляции:

— Мы этот вопрос обсудили с Главой государства. Если человек прибыл из эпидемически неблагоприятного района либо контактировал с заболевшим пациентом, мы можем разрешить ему самоизоляцию на дому. Естественно, каким‑то образом мы будем контролировать этот вопрос. Сейчас мы обсуждаем, каким именно. 

Владимир Караник также рассказал, что во время встречи с Главой государств обсуждался и вопрос ограничений на проведение массовых мероприятий:

— Мы считаем, что их следует ограничить на время, пока все не успокоится. Пока не будет понятно, как развивается ситуация у наших соседей.

На вопрос, какие именно мероприятия будут отнесены к массовым, он ответил, что решение будет приниматься в каждом конкретном случае.

О стимулах для медиков

Обсуждался на встрече и вопрос о возможных мерах материального стимулирования работников здравоохранения, которые оказывают помощь больным коронавирусом и потенциально подвержены высокому риску заражения. 

— В новой системе оплаты труда есть возможность оперативного введения надбавок для стимулирования такой категории работников, — напомнил министр здравоохранения. — Естественно, мы говорили о том, что те, кто находится сейчас на острие борьбы, будут материально простимулированы. И это будет действительно существенная надбавка, чтобы люди понимали, что мы ценим их труд и понимаем, насколько тяжелую работу они делают.

deu@sb.by


mich@sb.by


Фото БЕЛТА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter