Система проверенных координат

Похоже, что рассмотрение Парламентом проектов бюджета, основных направлений денежно–кредитной политики и проекта прогноза социально–экономического развития на будущий год — дело совсем скорого времени...
Похоже, что рассмотрение Парламентом проектов бюджета, основных направлений денежно–кредитной политики и проекта прогноза социально–экономического развития на будущий год — дело совсем скорого времени. Основные экономические документы согласованы столь тщательно, что у депутатов вряд ли останутся принципиальные вопросы по их содержанию. Только на уровне Президента дважды собирались совещания с целью обсуждения проектов. Первый раз — 2 ноября. Тогда Александр Лукашенко в целом одобрил их, но высказал ряд замечаний. Суть главного — ни в коем случае нельзя снижать темпы прироста экономики в последние месяцы года, когда формируется стартовый задел на год будущий.

Напомню, по итогам 9 месяцев этого года народное хозяйство сработало по ряду параметров с опережением прогноза. В Правительстве посчитали, что, пользуясь ситуацией, можно снизить динамику производства на некоторых ведущих предприятиях, как того требуют запланированные мероприятия по их модернизации. В результате несколько замедлится рост общих показателей работы экономики, но с учетом прогресса первых трех кварталов годовой итог будет в рамках прогноза. Однако Президент здесь был категоричен: если объективно требуется приостановить работу каких–то заводов, это нужно делать, дабы не возвращаться к вопросу впредь. Но при этом необходимо «добавить» на других направлениях, сохраняя опережающий темп работы экономики в целом.

Уточненная оценка итогов года и соответствующий им прогноз на 2007–й Президенту были представлены позавчера. Из таблицы видно, что параметры заметно подросли. Впрочем, и ко второму совещанию остались некоторые детализирующие вопросы, требовавшие решения Президента.

В экономике все тесно взаимосвязано. Задача накопления золотовалютных резервов требует сбалансированности внешней торговли. В идеале экспорт должен превышать импорт, обеспечивая формирование положительного сальдо. Но перед нашим народным хозяйством стоит и острая необходимость наращивания инвестиций в основной капитал и модернизации производств. Это значит, что в страну необходимо все больше завозить технологического оборудования, то есть увеличивать объем импорта, что не лучшим образом может сказаться на внешнеторговом балансе. Правительство предложило своеобразное решение проблемы: учитывать в статистике инвестиционный импорт отдельной строкой, а баланс подсчитывать по остальным группам товаров. Однако эта инициатива не нашла поддержки у Президента. Он резонно заметил, что если весь объем зарубежных закупок будет превышать продажи нашей продукции на внешних рынках, это так или иначе будет оказывать воздействие на экономику. Как бы ни дробилась статистика. Но если инвестиционный импорт удобно выделять — не проблема. Главное, чтобы производители не лишились стимула закупок нового оборудования и технологий. Однако прогноз положительного сальдо в 500 — 600 млн. долларов на будущий год должен быть выполнен с учетом полного объема экспортно–импортных операций.

Пожалуй, больше системных вопросов по ходу совещания не возникало. Даже губернаторы, которые при обсуждении годовых планов всегда особенно активны, отмечали, что еще на предварительном этапе подготовки прогноза все его параметры тщательно согласовывались между Правительством, отраслевыми министерствами и региональными властями. Что позволило дать Президенту хорошую оценку работе. «Значит, научились согласовывать основные, жизненно важные вопросы», — отметил он. Но при этом напомнил собравшимся ряд направлений, на которые предстоит обратить особое внимание.

Александр Лукашенко согласился с мнением руководства Нацбанка, что есть возможность более активного использования заемных инвестиционных ресурсов. На сегодня внешний долг Беларуси оценивается примерно в 700 млн. долларов, а нормативы экономической безопасности позволяют доводить этот показатель до 20 процентов ВВП. Внутренний валовой продукт, кстати, в будущем году должен вырасти до 77,5 трлн. рублей. Так что более активные заимствования в интересах экономического развития возможны. «Но только под окупаемые проекты», — уточнил Президент. Хотя и то, что до настоящего времени мы вполне успешно живем своим умом и за собственный счет, согласитесь, тоже немалое достижение.

Коснулся Президент и проблемы формирования ассигнований для развития спорта. По его мнению, 0,5 — 1 процент от продаж табака, спиртных напитков на здоровый образ жизни — сбор вполне оправданный. Тем более что такая практика существует во многих странах мира. Правительству предстоит проработать этот вопрос.

Особая тема — программа возрождения села. Основное требование Президента остается неизменным: действовать по средствам. Нельзя ломать сельский уклад жизни, «замуровывая» в железобетон деревни и тратя на это колоссальные деньги. Село необходимо возрождать, акцентируя внимание на производстве и реальных потребностях крестьян. «Если мы провалим программу, это будет грязь на нашем лице, — образно предупредил Александр Лукашенко. — Поэтому провалена она не будет. Но и лишнего тратить позволить себе тоже не можем». При этом главной целью Президент видит «конкурентоспособную деревню».

Впрочем, задача роста конкурентоспособности актуальна для всей экономики. По словам Президента, время диктует необходимость действовать быстро, но грамотно. На модернизацию народного хозяйства самой жизнью отведен срок до конца этой пятилетки. Далее придется конкурировать со всем миром на равных. Возможности исправлять ошибки и доделывать недоработки уже не будет. Поэтому и основное напутствие экономическому штабу весьма жесткое: «Отдыхать в 2007 году не придется. Это будет очень сложный год со всех точек зрения. Поэтому все должны работать максимально напряженно».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter