Конверсионное расстройство — болезнь или притворство?

Синдром нерешенных проблем

Близкий человек жалуется на здоровье, зачастил к врачам, сдает анализы и занимается самолечением, при этом слышит от терапевта, кардиолога и невролога, что причин для беспокойства нет? Не спешите обвинять родственника в симуляции: возможно, речь идет о конверсионном расстройстве — диагнозе, при котором понадобится помощь психотерапевта
jogarner.com

Конверсией называют защитный механизм психики, в результате которого психическое напряжение, вызванное стрессом, конверсируется (преобразовывается) в симптомы соматического заболевания. Это отвлекает человека от не решенных жизненно важных вопросов и переносит его внимание на физическое состояние, которое при желании всегда можно «подкорректировать».

— Конверсионные симптомы — символическое выражение психологических проблем, которые тревожат пациента на протяжении долгого времени, — объясняет врач-психотерапевт, заведующая отделением УЗ «Городской клинический психиатрический диспансер» Анна Голубич. — Известны случаи, когда из-за стресса у пациента исчезали движения в конечностях (например, в ногах), хотя обследования у невролога, в том числе с помощью современных методов, не показывали никаких отклонений. Также после выраженных стрессовых ситуаций может возникать такое конверсионное расстройство, как психогенная амнезия: человек просто забывает о том, что с ним произошло.

Столетиями к таким жалобам не относились серьезно, называя их «истерическими», а самих пациентов — притворщиками. И только

в XIX веке французский врач-психиатр, основатель нового учения о психогенной природе истерии Жан-Мартен Шарко доказал, что люди действительно могут испытывать симптомы несуществующих болезней. Распространенность конверсионных расстройств в мире сегодня не превышает 1—2% среди населения любой страны, причем женщины страдают ими в 6—8 раз чаще мужчин. Вследствие частых попыток самолечения и неверия врачам, которые убеждают пациентов в том, что с их физическим здоровьем все в порядке, такие люди часто становятся зависимыми от транквилизаторов, обезболивающих и других лекарственных средств.

В книге психиатра, доктора медицинских наук, профессора Романа Евсегнеева описан такой случай: в неврологическом стационаре неоднократно обследовалась пациентка — женщина 34 лет, экономист по образованию. Из благополучной семьи, замужем, материальных затруднений не испытывает. Беспокоят судорожные подергивания рук и головы, иногда подкашиваются ноги, бывает трудно ходить и стоять. Многократно обследовалась неврологами, однако никакой патологии выявлено не было. И только при более подробном сборе анамнеза (уже после того, как врачи неврологического стационара обратились за консультацией к врачу-психиатру) выяснилось, что в жизни пациентки не все так гладко, как кажется на первый взгляд. Отношения с мужем напряженные, на грани развода, денежное благополучие обусловлено не столько собственными заработками, сколько помощью родителей, которые сильно недолюбливают своего зятя. Успешно начавшаяся служебная карьера вскоре затормозилась, в том числе из-за частого отсутствия женщины на работе вследствие частых больничных. То есть причиной физического недомогания были серьезные проблемы с психикой.

Конверсионные расстройства представлены многочисленными диагнозами, среди которых есть довольно любопытные. Например, диссоциативная фуга — это когда человек внезапно, но целенаправленно переезжает в незнакомое место, оседает там, находит новую работу и полностью забывает всю информацию о себе, вплоть до имени, искренне считая себя другой личностью. Такие расстройства часто обыгрывают в сериалах и фильмах о войне. Один из примеров — кинолента «Возвращение Будулая».

Наверняка многие знают историю американца Билли Миллигана — первого в истории человека, оправданного в ходе судебного процесса из-за доказанного диагноза диссоциативное расстройство идентичности (так называемое раздвоение личности). Причинами этой болезни (к слову, весьма редкой) становятся тяжелые эмоциональные травмы в раннем детстве, повторяющееся экстремальное физическое, сексуальное или эмоциональное насилие, а также другие психические заболевания, не выявленные ранее.

Бывает, пациенту ставят диагноз диссоциативный ступор — так называется двигательное расстройство, которое характеризуется снижением или отсутствием произвольных движений. Человек может лежать или неподвижно сидеть долгое время, у него наблюдается мутизм — отсутствие речи, а также суженность сознания. Он не отвечает на вопросы, обращенные к нему, или отвечает с задержкой.

— Лечение диссоциативных расстройств может быть только комплексным: применение медикаментов и психотерапии, — объясняет Анна Голубич. — Кроме того, большое значение имеет правильное поведение окружающих, в первую очередь членов семьи пациента. В процессе психотерапии в мягкой форме, понятной и доступной пациенту, устанавливается взаимосвязь между имеющимися неразрешенными психологическими конфликтами и возникшими симптомами, а затем, постепенно, вырабатывается и реализуется стратегия по их устранению.

В ТЕМУ

Медицине известны случаи, когда люди, пережившие сердечные страдания (речь идет о разводе, расставании или смерти любимого человека), жаловались на сильнейшие боли в области грудной клетки — обыватели называют это «синдромом разбитого сердца». Или же пациенты, столкнувшиеся в своей жизни с серьезными неразрешимыми проблемами, начинали мучиться болями в пояснице — так на них «давил груз» происходящего.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter