Синдром беспамятства

Почему люди теряют память, как протекает заболевание и возможно ли полностью восстановиться? Ответы на эти вопросы журналист искала в Республиканской клинической психиатрической больнице

Не  верьте  стереотипам, что  психиатр – зловредный человек  с  шокером  и  килограммом  таблеток... 

В середине февраля в Республиканскую клиническую психиатрическую больницу доставили беременную женщину. Она не ориентировалась в обстановке и не смогла назвать свое имя и домашний адрес. Такое поведение вполне можно считать признаком диссоциативной амнезии — тяжелой формы амнезии, когда память на предшествующие события исчезает. Мои поиски ее прошлого успехом не увенчались, точнее, помощь ей не понадобилась — женщина постепенно вспомнила все сама. 

Ежегодно в Беларуси регистрируются случаи полной или частичной потери памяти. Это случается не только с пожилыми, но и с молодыми людьми — они бесцельно слоняются по улицам и бессвязно отвечают на вопросы. Таких обычно задерживает  милиция, сведения о них попадают в бюро регистрации несчастных случаев, а сами потерянные — в психиатрические клиники. Почему люди теряют память, как протекает заболевание и возможно ли полностью восстановиться? Ответы на эти вопросы я искала в Республиканской клинической психиатрической больнице. 

Коридоры этой клиники ничем не отличаются от коридоров других лечебных заведений — ни душераздирающих криков, ни санитаров со смирительными рубашками, разве что двери без ручек. Комнаты, где к непослушным пациентам применяются шоковые методы лечения, я тоже не нашла.  В вопросах психиатрии не стоит безоговорочно верить Голливуду. 

«Множество людей, страдающих различными психическими заболеваниями, не обращаются к психиатрам, — рассказывает Виктор Объедков, доцент кафедры психиатрии Белорусского государственного медицинского университета. — Бывает, родственники до последнего держат больного дома, боятся, что «залечат до смерти», сказки рассказывают про наручники и шокеры в психиатрических больницах. Психиатрия прошлого оставила в коллективной памяти людей много неприятных моментов, ведь начиная с 17-го века существовали больницы для психически нездоровых людей, которые больше напоминали тюрьмы, там лечили  обливанием холодной водой, кровопусканием, кастрацией. Поэтому и сложился такой стереотип, что психиатр — это такой аутичный зловредный человек, мечтающий воспользоваться шокером и килограммом таблеток». 

Виктор Георгиевич — один из немногих столичных специалистов, отлично разбирающихся в вопросах амнезии. Теоретическую подготовку студентов он совмещает с лечебно-консультативной работой в  Республиканской клинической психиатрической больнице. 

— Люди с полной или частичной потерей памяти поступают нечасто, но практически всегда у нас кто-то наблюдается с таким расстройством. Одна из разновидностей потери памяти, так называемый корсаковский синдром, часто развивается у людей, которые злоупотребляют алкоголем. Больные почти мгновенно забывают содержание только что сказанного ими, спустя несколько минут не помнят, кто к ним подходил, из-за чего могут несколько раз здороваться с одними и теми же людьми, задавать одни и те же вопросы, не могут сказать, чем они только что занимались, что ели, но память на отдаленные события сохраняется — это фиксационная амнезия. Если больные перестают злоупотреблять алкоголем, после курса лечения организм восстанавливается без выраженных интеллектуальных расстройств. 

В старости при болезни Альцгеймера полностью теряется ориентировка во времени, пациенты не узнают своих родственников, часто думают, что они молодые люди, происходит полный развал памяти.  В свое время президенту Рейгану, страдавшему от болезни Альцгеймера, посоветовали попрощаться со своими дочерьми, потому что он в любой момент мог перестать узнавать их. 

Потеря больным памяти  обусловлена стрессом, когда в жизни человека произошло событие, несовместимое с резервными возможностями психики. Память на предшествующие события исчезает иногда на длительный срок, человек не помнит ни свою семью, ни  домашний адрес. Он может бессознательно уезжать в другие города и даже страны. Часто у детей старшего возраста амнезия проявляется как защитная реакция организма на стресс, связанный, например, с побоями родителей. Люди очень отличаются по восприимчивости к стрессу. У некоторых неприятности могут случаться каждый день, а человеку хоть бы что. А есть уязвимые от природы люди, которых первая большая неприятность может потенциально привести к диссоциативной амнезии. 

«Есть у нас в больнице и своя история обретения памяти и, казалось бы, навсегда потерянных родственников, — рассказывает Марина Скугаревская, заведующая 27-м психиатрическим отделением. — Поступила женщина, которая не знала, кто она, как ее зовут, откуда она. Несколько недель жила у нас в больнице и однажды во время просмотра «мыльной оперы» все вспомнила. Оказалось, что она приехала в Минск из дальнего уголка России! Как и зачем — она не знала. За ней приехали родственники, была очень трогательная сцена встречи». 

Женщине из России, можно сказать, повезло. Другим везет меньше. Например, Николаю, Коленьке Неизвестному, как тут его называют. Коленька, предположительно 1948 года рождения, в далеком 1974 году был задержан работниками милиции из-за странного поведения. Читаю его историю болезни, в это время Николай застенчиво и дружелюбно смотрит на меня: «…грязный, оборванный ходил по улице, неадекватно смеялся. Сведений о пациенте нет, с момента поступления в больницу наблюдается как Неизвестный, несмотря на запросы, не был опознан. В 1984 году был выписан в приемник-распределитель с целью идентификации личности, через сутки поступил обратно, с тех пор находится в больнице». 

На вопросы Николай отвечает охотно, но чаще всего односложно. У него не амнезия, у него умственная отсталость, а из-за этого проблемы с памятью. Коля любит гулять, помогает в отделении, подметает, относит белье, когда попросят. Своих родителей не помнит, друзей у него нет. Вряд ли ему суждено выйти из стен больницы. 

Специальных медикаментозных методов  лечения  пациентов с амнезией не существует, чаще всего память восстанавливается сама. Правда, процесс это длительный, «в час по чайной ложке», как невесело шутят специалисты.  Как складывается судьба пациентов после того, как их выписывают, — неизвестно. Возможно,  проблем с памятью у них больше не возникает, а может быть, совсем наоборот. В вопросах человеческой памяти многое до сих пор остается неизученным. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter