Флаг бчб: кровавый символ или коммерческий проект?

Символичное противостояние

Флаг важен во всех смыслах

В знаменитом «Черном обелиске» Ремарка есть маленький эпизод, удивительно точно характеризующий большое явление. В те времена сотрясаемая гиперинфляцией Германия старалась выстроить новую мирную жизнь. Прежняя, кайзеровская, символика была запрещена. Однако она была поднята на щит агрессивными авантюристами от политики, а на символику государственную шли атаки. «Война вспоминается как что-то смутное, далекое, отжитое, и поэтому она выглядит совсем иначе, она подкрашена и подменена, — рисовал писатель реалии тех лет. — И прикрывают эти цели словами о национальном чувстве». Ирония судьбы, но нечто подобное происходит сегодня в Беларуси. И тоже под сенью знамен, получивших распространение в годы господства на нашей земле кайзеровской (а после и гитлеровской) военщины…

Полотнище под защитой

На днях двое жителей Солигорска получили три месяца ареста за надругательство над государственным флагом. Они, как установило следствие, пьянствовали в городском кафе, после чего сорвали полотнище с фасада соседнего Дома торговли и бросили на тротуар.

В начале года Житковичский райотдел Следственного комитета завершил расследование уголовного дела о нанесении оскорбительной надписи на государственный флаг. Фигурант — 32-летний местный житель — был выявлен и задержан, он полностью признал вину и раскаялся. Суд назначил ему ограничение свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа на два года.

А 21-летний житель городского поселка Россь одним махом испортил себе и новогодний праздник, и жизнь. Еще в декабре он сорвал со стены административного здания флаг, а в первый час 2021 года со своим дружком после распития спиртного сжег полотнище на территории местной школы, став фигурантом еще одного уголовного дела.

На традиционно поднимаемый в таких случаях шум в «независимых» СМИ вряд ли нужно обращать внимание, ведь защита собственных символов — норма практически для любого государства. В России надругательство над флагом карается ограничением свободы, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы. В британских законах Англии, Шотландии и Уэльса нет описания наказаний за надругательство над флагом, однако в Северной Ирландии с самого отделения в 1921 году ответственность предусмотрена. В Мексике осквернение госфлага считается преступлением, в Италии — административным правонарушением со штрафом от 1000 до 5000 евро. А в Германии в 2019-м заговорили о необходимости ввести наказание за сожжение не только своего флага, но и иностранных: во время демонстраций участились случаи надругательств, особенно над флагами Израиля и Турции.

В США недостойное обращение с флагом длительное время было запрещено, а некий Уильям Мамфорд за уничтожение полотнища в Новом Орлеане был даже повешен. Запрет на публичное сожжение звездно-полосатого флага был отменен в 1989 году, с тех пор Республиканская партия США не раз требовала запретить осквернение. 

Документы для беженцев

Национальная символика в начале прошлого века являла собой и довольно прибыльный коммерческий проект, отмечает декан факультета философии и социальных наук БГУ Вадим Гигин. И приводит в пример деятельность «секретаря по военным делам» БНР Константина Езовитова:

— Он проживал в Риге и ни у кого разрешения не спрашивал. Просто сам стал выпускать в массовом порядке марки «Асобны атрад БНР». Всего выпустили 5 128 615 марок номиналом 5, 10, 15, 50 копеек и 1 рубль. Интересно, что не­определенный статус БНР даже способствовал коммерческому успеху. При помощи богатых филателистов, падких на разного рода диковинки, Езовитов реализовал в Берлине партию такой продукции на 200 тысяч немецких марок.

Впрочем, отмечает Вадим Гигин, самым прибыльным делом «белорусских бчб-светочей» в 1920-е годы была продажа паспортов БНР и взимание консульского сбора:

— Паспорта покупал кто угодно, в основном желающие покинуть пределы советской России. Например, в 1921 году в Стамбуле местное представительство БНР массово продавало свои паспорта белогвардейцам Врангеля, эвакуировавшимся из Крыма. В условиях гражданской войны многие беженцы остались без документов. Затем в 1922-м комиссар Лиги Наций по делам беженцев предложил ввести специальные паспорта для перемещенных лиц без гражданства. И БНР растеряла практически всех своих «граждан».

— Мы должны говорить правду о символике, используемой кем-то в нашей стране, — отмечал на одном из круглых столов в БЕЛТА ректор Академии управления при Президенте Вячеслав Данилович. — Было время, когда она была официальной. Но чего достиг белорусский народ под бчб-флагом? Фактически ничего позитивного за флагом, который был придуман в 1917 году деятелями белорусского национального движения, не стоит. Но найдем огромный негатив, связанный с Великой Отечественной войной. И наоборот, в государственной символике нет отрицательных вещей. Она официально утверждена в 1951 году, и под ней БССР развивалась успешно. Был заложен социально-экономический и духовно-культурный потенциал, общественно-политический фундамент, на котором и выросла независимая Беларусь.

«Яма» — место памяти

Впрочем, в нашей стране игры с флагами порой превращаются в надругательство над самой историей. В начале декабря 2020 года «независимые» СМИ и интернет-ресурсы рассказали об очередной «креативной» акции идейных наследников коллаборантов — распевании гимна «Магутны Божа» на мемориале «Яма», возведенном на месте массовых расстрелов еврейского населения в оккупированном Минске. Комментируя эту циничную и совершенно безграмотную с исторической точки зрения вылазку, историк, парламентарий и член-корреспондент НАН Игорь Марзалюк в разговоре со мной был корректным, однако эмоции его буквально переполняли:


— «Магутны Божа» на месте массовых расстрелов евреев звучал по меньшей мере кощунственно. Возможно, певшие просто не знали о зловещей роли автора этого гимна в оккупированной Беларуси. А ведь Минское гетто было одним из крупнейших в Европе, через него прошло около 120 тысяч евреев, из которых минимум 105 тысяч погибли.

Ученый и депутат напомнил, что белорусские националисты из Пражского и Берлинского эмигрантских центров еще с 1930-х годов сотрудничали с Гитлером и принимали участие в подготовке к предстоящей войне:

— И одними из самых одиозных людей, бывших в эпицентре тех событий и воспринимаемых современными националистами как «икона стиля», была семья Франца (Франтишека) Кушеля и Натальи Арсеньевой. Я не умаляю поэтического дара последней, но именно она — автор «Магутнага Божа». И с моральной точки зрения эта семья, которую пытаются представить светочами нации, вызывает серьезные сомнения.

Еще бы. Достаточно привести лишь пару-тройку цитат из «Менскай газэты» осени 1941 года, редактируемой в оккупированном Минске Натальей Арсеньевой: «Цяпер жыды зачынены ў «Гэтто» i пазбаўлены магчымасцi дэмаралiзаваць душу беларускага народу», «Iнтэрэсы жыдоў i нежыдоў несумяшчальныя, жыдоўская этыка i мараль не павiнны атручваць iныя нацii, жыдам наогул няма месца сярод нас!». Насколько уместно петь песню, написанную этим же человеком, на месте гибели евреев и при этом восхищаться данным действом и умиляться ему, судить вам, дорогие читатели.

osipov@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter