Симфонический сезон в Белорусской филармонии стартовал с самой высокой ноты

Два музыкальных шедевра, созданных в XX столетии, оратория Дмитрия Смольского «Поэт» на стихи Янки Купалы и Пятая симфония Малера предстали в блистательном исполнении Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь.



Классика мировая и классика белорусская два магистральных направления начавшегося сезона, сказал художественный руководитель коллектива, народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии Александр Анисимов, вдохновенно управлявший оркестром в этот вечер.

Маэстро признался, что задумал эту программу еще в прошлом сезоне, а с июня начались репетиции. Обе вещи очень непростые и нечасто исполняемые. Пятая симфония Малера, написанная в 19011902 годах, исполнялась в Белорусской филармонии настолько давно, что даже старожилы не могут вспомнить дату. Оратория «Поэт», созданная в 1979 году, в последний раз звучала 10 лет назад опять же, под управлением Анисимова.

Тогда еще композитор был жив, с ним можно было посоветоваться. Сейчас его детище живет собственной жизнью. Не каждому музыкальному произведению дарована такая прекрасная судьба. Но оратория «Поэт» из тех произведений, которые со временем все ярче и ярче раскрывается и для музыкантов, и для слушателей, и ценность их с годами только растет.

Я считаю, что это сочинение одно из лучших творений белорусской музыки XX века, говорит маэстро. Здесь даже мой вкус не самое главное. Это абсолютно объективная истина.

Анисимов имеет полное право на категоричность в суждениях, потому что он дал жизнь огромному количеству белорусских сочинений. Под его волшебной палочкой оживали и начинали звучать тысячи партитурных страниц.

Когда десять лет назад мы впервые обратились к оратории «Поэт», она меня захватила, вспоминает дирижер. Я просто упивался этой музыкой, которая несет в себе удивительный свет и своеобразие нашего национального имиджа.    

Нынче оратория Смольского открылась своими новыми сторонами. Я вдруг услышала, как много в ней от песен Любана, от симфоний Аладова и Тикоцкого, от той давнишней хоровой музыки, которая совсем недалеко ушла от фольклора. Но при этом в ней слышны и уроки Шостаковича, и даже процитирована знаменитая тема нашествия из Ленинградской симфонии, которую когда-то знал каждый ребенок.

Точно так же и Пятая симфония Малера вырастает из народных песен, из хоралов, маршей и вальсов до масштабов всемирной трагедии и всемирного гимна. Как сквозь магический кристалл, мы видим в ней и ужасы мировых войн, и остановившиеся в вечности мгновения красоты.


Разумеется, это еще и огромный талант исполнителей, сумевших докопаться до глубинного смысла обоих произведений, раскрыть их общность и их индивидуальные черты.

Кроме Государственного академического симфонического оркестра великолепно прозвучал Национальный академический народный хор имени Г. Цитовича, которому отведена чрезвычайно важная роль в оратории «Поэт». Звонко и заливисто пели цимбалы под руками Ирины Михайловой. Звуковое сочетание цимбал и виброфона, на котором солировала Ангелина Шибко, показалось мне абсолютно неотразимым.

Хороши были и вокалисты из Большого театра народный артист Беларуси Владимир Громов, Юрий Болотько, Дмитрий Капилов.

Дмитрий Брониславович Смольский всегда настаивал, чтобы в этой оратории ясно звучало каждое слово, говорит композитор, лауреат Государственной премии Галина Горелова.

И мне кажется, этой цели почти удалось добиться.

В симфонии Малера великолепно солировали трубач Евгений Мисевич и валторнист Алексей Белогурский.

И, конечно же, замечательная идея Анисимова — расширить струнную группу в четвертой части симфонии за счет оркестра Белорусской академии музыки под руководством Юрия Караваева. Это был беспроигрышный ход. Молодежь органично влилась в общий струнный хор, а музыкальное вещество симфонии прибрело почти осязаемую плотность.


И в награду безграничный восторг публики, которой по традиции набился полный зал. Важно и радостно, что высокое белорусское искусство востребовано прежде всего у себя дома. И если 3040 лет назад филармония выживала главным образом за счет гастролеров, то сейчас у нее достаточно сил, чтобы привлекать, удивлять, восхищать и давать тот продукт, в котором нуждается общество.

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter