Одну из своих ярких ролей Вера Алентова сыграла в российско-белорусской картине «Сын за отца»

Сильная и стильная

Героини Веры Алентовой всегда яркие и запоминающиеся

Народная артистка России Вера Алентова 21 февраля отмечает круглую дату. Помните, как ее героиня Екатерина Тихомирова в фильме «Москва слезам не верит» говорила: «В 40 лет жизнь только начинается». Вряд ли, конечно, так скажешь в 80. Тем не менее как большой мастер Вера Валентиновна не позволяет себе встречать юбилей без новой работы. Недавно в театре имени Пушкина она вышла в бенефисной роли в премьерном спектакле «Мадам Рубинштейн» — ироничной драме о цене успеха и одиночестве.


Девочка с Севера

Вера Алентова родом из Архангельской области, ее родители были актерами. Мать хотела, чтобы дочь пошла по медицинской стезе, но гены взяли свое. Сначала была работа в театре в Орске и дебют в спектакле по пьесе Алексея Арбузова «Иркутская история». Потом поступление в Школу-студию МХАТ, где Вера познакомилась с будущим мужем Володей Меньшовым, тоже провинциалом, и вышла за него замуж уже на втором курсе. В 1965 году была принята в труппу театра имени Пушкина.

Супруг всегда заряжал ее позитивной энергией и верой в свою Птицу счастья. Звездный час для семьи пробил, когда Меньшов вопреки существовавшей моде на инакомыслие в духе притч Андрея Тарковского снял фильм «Москва слезам не верит». Картина стала лидером всесоюзного проката 1980 года: ее посмотрели около 90 миллионов зрителей! Алентова исполнила в ней главную роль. В 1981-м лента была удостоена американской кинопремии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и Государственной премии СССР. Говорят, президент США Рональд Рейган накануне встречи с Михаилом Горбачевым несколько раз пересматривал фильм Меньшова, чтобы понять «загадочную русскую душу». Эта сказка о советской Золушке популярна и сегодня.

Стальная магнолия

Катя Тихомирова — пожалуй, самый мягкий характер, сыгранный Алентовой в кино. В основном ее героини представали на экране властными, резкими, целеустремленными особами, про которых можно сказать, что они — «продукт своего времени». Так, в мелодраме Сергея Ашкенази «Время для размышлений» в дуэте с Меньшовым она сыграла активную горожанку Алю, которая решается на второй брак. А в фильме Юлия Райзмана «Время желаний» — Светлану Васильевну, полный антипод «московской» Катерины, мещанку и хищницу, желающую все получить здесь и сейчас.

В картине «Завтра была война», которую снял Юрий Кара по повести Бориса Васильева, Алентова убедительно и точно воплотила завуча школы Валентину Андроновну. Ученики не любили ее и за глаза называли Валендрой.

«Сын за отца»

Одну из своих самых ярких ролей — врача Ядвигу Заборовскую — Вера Валентиновна создала в российско-белорусской ленте, единственной режиссерской работе популярного актера Николая Еременко — младшего «Сын за отца». Можно по-разному относиться к конечному результату, но фильм вышел очень вовремя. Во-первых, он морально поддержал нашу интеллигенцию, тех, кто в 1990-е почувствовал себя оттесненным на обочину жизни. Во-вторых, собрал потрясающую актерскую команду. Кроме Алентовой, в картине снялись оба Еременко, Владимир Гостюхин, Алексей Ванин (экранный брат Лидии Федосеевой-Шукшиной из «Калины красной»), начинавший на «Беларусьфильме» Алексей Булдаков. Даже несмотря на то что по сюжету врач Ядвига вступила в сговор с бандитами и оказалась предательницей, это не умаляет ее женского шарма на экране.


Одну из своих ярких ролей Вера Алентова сыграла в российско-белорусской картине Николая Еременко — младшего «Сын за отца»

Галерея характеров

В фарсовой ленте Владимира Меньшова «Ширли-мырли» Алентова сыграла сразу нескольких героинь. То, что поначалу казалось преувеличением и вкусовым перебором, сегодня выглядит как современная классика, особенно на фоне многих политических событий в соседних странах. Меньшов как большой художник словно почувствовал наступление новой эры — отнюдь не милосердия.

В мелодраме «Зависть богов», которую Владимир Меньшов первоначально хотел назвать немного претенциозно «Последнее танго в Москве», партнерами Веры Валентиновны стали звезда мирового экрана добрый друг Беларуси Жерар Депардье и московский красавец Анатолий Лобоцкий. Алентова и Лобоцкий сыграли страсть зрелых людей в условиях железного занавеса и холодной войны. Редактор программы «Время» Соня Аниканова впервые в жизни влюбилась, да еще во француза Андрэ, который не понимал всех условностей советского быта и одно из свиданий назначил ей напротив КГБ. Помимо всех мелодраматических перипетий, режиссеру удалось создать большую панораму мелочей позднего советского быта и запоминающуюся галерею характеров. В картине также сыграли Людмила Иванова, Ирина Скобцева, Лариса Удовиченко, Марина Дюжева.

И хотя «Зависти богов» порядком досталось от критиков, однако зрители полюбили эту волнующую историю любви всем сердцем. Особенно оно щемит оттого, что действие драмы разворачивается в 1983 году, ведь всего через каких-то пять-шесть лет Соня и Андрэ могли бы счастливо зажить в тихом семейном гнездышке в предместье Парижа…

В сериале «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…» Меньшов и Алентова сыграли родителей Веры Большовой, роль которой досталась их дочери Юлии — популярной актрисе и телеведущей. Есть у нее, кстати, и режиссерский опыт — она подарила родителям в театре имени Пушкина аншлаговый спектакль «Любовь. Письма» по пьесе американского драматурга Альберта Гурнея. Это был не первый опыт партнерства супругов на сцене. До этого они много лет играли в спектакле «Пизанская башня» по пьесе Надежды Птушкиной — постановка с гастролями доезжала и до Беларуси.

Сцена лечит

Творческая судьба в Пушкинском театре сложилась у Веры Алентовой на редкость удачно. Сегодня она примадонна труппы. Сама выбирает материал и режиссеров. Предпочитает истории легкие, светские, с комедийным уклоном. Хотя иногда случается и чистый абсурд для эстетов, как, например, «Счастливые дни» нобелевского лауреата Сэмюэля Беккета. Большим успехом у зрителей пользуются спектакли с ее участием «Семейка Краузе», «Апельсины & лимоны», «Ложные признания». Хитами репертуара стали постановки «Две дамочки в сторону севера», «Девичник club», «Бешеные деньги» и другие.

По признанию многих актеров, сцена лечит и помогает преодолеть жизненные невзгоды. Именно работа пришла актрисе на помощь, когда летом 2021 года не стало ее верного единомышленника и супруга Владимира Меньшова. Наверняка он бы гордился своей Верой, любуясь ею в эти февральские дни в яркой и броской премьере «Мадам Рубинштейн». Да и просто любуясь…

В ТЕМУ

В эти февральские дни в театре имени Пушкина состоялась и презентация автобиографической книги Веры Алентовой «Все не случайно». Актриса призналась: «Книга получилась очень личной. Она не только обо мне, моих счастливых днях и мучительных исканиях. Она о коллегах со звучными именами и совсем неизвестных, которым я благодарна. О дорогих и близких мне людях, о биении наших сердец…»

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter