21 июня 1943 года в горах близ Геленджика пропал без вести белорусский летчик Сергей Горовцов. Спустя годы удалось пролить свет на судьбу героя

Штурмуя небо

В одном из воздушных боев над Черным морем в 1943 году самолет белорусского летчика Сергея Горовцова был сбит, а сам он пропал без вести. Спустя почти семь десятилетий белорусская земля навсегда приняла своего сына-героя. 


В Красной Армии они всегда считались элитой. Окутанные ореолом небесной романтики, технически грамотные и образованные, они не любили, когда их на немецкий манер звали асами. Ястребками или сталинскими соколами, но только не воздушными асами.

Свою мечту покорить небо парень из деревни Маслаки Горецкого района Сергей Горовцов вынашивал с детства. Он был первенцем в большой крестьянской семье (16 детей) и вряд ли мог представить, что однажды за боевые подвиги получит высокую государственную награду — орден Красного Знамени. 

Сергей Горовцов.
Его путь в высоту начался в декабре 1940-го в Могилевском аэроклубе, окончив который, Сергей сразу поступил в Военно-морское авиационное училище им. Сталина. В июле 1942 курсант Горовцов стал пилотом и был направлен в 32-й истребительный авиаполк Военно-воздушных сил Черноморского флота.

Опыт боевых летчиков накапливается порой ценой жизней. Гвардии младший лейтенант Горовцов быстро освоился в небе. Уже спустя месяц службы в воздушном бою он сбил первый вражеский самолет. Из данных Центрального военно-морского архива: «06 августа 1942 года при налете группы бомбардировщиков на ВМБ (военно-морскую базу) г. Туапсе в паре сбил самолет противника He 111, который упал в районе г.п. Новомихайловка в 20 километрах от берега». А уже 10 августа Сергей Горовцов сбивает второй фашистский самолет — Ju 88. На следующий день белорус отправляет на дно Черного моря еще один He 111.

Отвага и героизм летчика не остались незамеченными. Приказом командующего Черноморским флотом № 49 от 13.08.1942 года пилот 2-й эскадрильи 32-го авиа­полка Сергей Касьянович Горовцов был представлен к ордену Красного Знамени. В наградном представлении указывалось, что в период с 21 июля по 11 августа 1942 года Горовцов совершил 31 боевой вылет с налетом в 26 часов. За скупыми на первый взгляд цифрами — огромный риск. Ведь 26 часов в небе с вражескими истребителями и штурмовиками — это 93.600 секунд! Каждая из которых может стать последней в жизни. 

Последний бой

День 21 июня 1943 года стал роковым для гвардии младшего лейтенанта Сергея Горовцова. Его самолет не вернулся с боевого задания, упал в горах в районе станицы Шапсугская. 

По этой табличке установили
фамилию летчика.
Извещение «Пропал без вести» пришло в деревню Маслаки и обрушилось на родных 21-летнего летчика страшной болью. Отец Сергея Касьян Власович настойчиво искал сына. После войны он даже добился приема у самого Клима Ворошилова. Увы, ничего нового. 

До последних дней Касьян Горовцов не смог смириться с невыносимой утратой. В своем нагрудном кармане он всегда носил фотографию сына. С ней и умер в 1980 году. 

Путь домой

Пока покоятся в земле неизвестные солдаты, война не может считаться законченной. Для родных и близких гвардии младшего лейтенанта Сергея Горовцова она закончилась благодаря военно-патриотическому клубу «Поиск» из Краснодарского края. В 2003 году в окрестностях Геленджика были найдены части истребителя Р-39 «Аэрокобра» с останками летчика. Спустя пять лет по заводским номерам самолета поисковикам удалось установить имя погибшего. Это был уроженец деревни Маслаки Горецкого района Сергей Горовцов. 20 июля 2008 года его останки были торжественно захоронены на воинском мемориале в городе Геленджик. А в феврале 2014 года кубанские поисковики привезли в Могилев капсулу с землей с места падения самолета. 20 февраля в мемориальном комплексе «Буйничское поле» состоялось торжественное захоронение капсулы. Так белорусская земля навсегда приняла своего сына-героя.

usachev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter