«Пацан стал швеей»: как молодой дизайнер зарабатывает на продаже сумок cобственного бренда

Штучки с ручкой

Получение образования — дело противоречивое. В наше время даже одного высшего за плечами порой не хватает, чтобы быть конкурентоспособным. Бывает и так: учишься, учишься, и в какой-то момент осеняет — это не мое. Так случилось с Александром Панковцом. Он мог бы стать милиционером и сейчас дослужился бы, наверное, до лейтенанта, но стал… дизайнером и создателем женских сумочек! За почти три года ведения бизнеса он создал две коллекции и более 15 моделей сумок, обзавелся небольшим производством, работы его проданы в более чем 20 стран мира. Он рассказал «Р», почему его товары так популярны.

Александр ПАНКОВЕЦ: «Чтобы начать изобретать вещи, у тебя есть все под рукой. Возьми нож на кухне, старую сумку, сделай из нее что-нибудь новое».

Поиск себя

Наша с Александром встреча начинается как бы между прочим, с философского диспута о том, что важнее: делать красивые вещи или уметь их продавать?

— Сейчас вещей очень много, и найти похожий продукт проще простого. Но то, как ты собственные изделия преподносишь, как ты о них рассказываешь, как к ним относишься, и делает то самое содержание. Если сумки отделить от меня, от моей истории, она станет безликой, не будет полной картины и образа, — так рассуждает предприниматель.

Первый пост о продаже собственноручно сделанной сумочки Александр опубликовал 11 апреля 2017 года. Этому предшествовала увлекательная история. Сейчас это кажется забавным, но о том, что можно открыть свое дело, Саша узнал только на последнем курсе обучения в Академии МВД. С партнером они открыли платформу для создания интернет-магазинов, начали ее развивать, но не получалось.

— Наш общий друг уволился из фирмы белорусского дизайнера, где работал раскройщиком. Я предложил ему шить свои аксессуары. Купили материал, швейную машинку. По идее он должен был создавать, а я — заниматься продвижением продукции. Сделали несколько кожаных кошельков, выложили в сеть, но не пошло, не сработались, — вспоминает он.

Совсем отчаявшись, парень плюнул на все и собрался уехать работать за границу. На собеседовании встретил симпатичную девушку, обменялись контактами. До вылета оставалось два месяца, работы не было. «В глазах этой девушки я обычный официант, который будет обслуживать людей на круизном лайнере. Но ведь способен на большее», — подумал он.

Бросая себе вызов, Александр решил сшить для нее сумочку, чтобы произвести тем самым впечатление. Вступая в неравный бой со старой советской швейной машинкой, почти сломанной, вручную прокручивая маховое колесо, он за месяц сделал целых пять моделей. Когда наконец-то решил позвонить потенциальной даме сердца, оказалось, она внесла его номер в черный список. 

— «Ах так!» — подумал тогда я. Это еще больше мотивировало меня развиваться в новом деле, — рассказывает Саша.


От человека к сумке

Дизайнер не скрывает: да, он самоучка, но сумки его, откровенно говоря, по дизайну несложные. Простые четкие линии и формы, дух супрематизма. Почти все сумки каркасные, то есть держат форму. Сейчас у него 15 моделей, которые пользуются спросом и отшиваются постоянно.

Первое время предприниматель работал дома. Когда его работы стали более узнаваемыми, ему предложил поработать вместе специалист по продвижению в социальных сетях. Кстати, сегодня в Instagram у Александра более 70 000 подписчиков. 

— В тот же год, когда я начал, мне позвонила девушка, которая работала швеей, и попросилась на работу ко мне в цех, но с одним условием — приедет с подругой. Я согласился, снял им квартиру, они до этого жили в другом городе. И, знаете, после этого дело пошло, бизнес стал разрастаться, — вспоминает Саша.

Первую кожу он купил на заводе в Гатово. И с тех пор там обслуживается. Пробовал также закупаться на предприятиях в Могилеве и Бобруйске. Но важно понимать: кожа — это всего 15 процентов от стоимости изделия.

В аренде сейчас у него четыре помещения: производственное, комната для упаковки, отправки, проклеечная и склад.

Аудитория предпринимателя — это женщины, средний возраст которых около 35 лет. Это он объясняет особенностью сегмента. Не все девушки-студентки могут позволить себе сумку средней стоимостью 200 рублей. Да и для людей молодых мода подвижная — она позволяет выбирать вещи из более дешевых материалов. А вот взрослые женщины ценят комфорт и уникальность. Кстати, в последнее время популярны заказы из тисненой кожи под «крокодила» — таких 60–70 процентов.

В неделю за покупками обращаются 100–150 человек. На двух машинках в день Александр и его работники отшивают в среднем 10 изделий. Сумки предпринимателя покупали в Германии, Италии, США, Азербайджане, Казахстане. 

— Как-то насчитали, что продавались изделия в 20 стран, — комментирует помощница Александра.

Постоянными клиентами Александр также обзавелся. Говорит, одна клиентка за полгода купила у него семь сумок.

С оптом Александр не работает, да и производство не под него заточено. 

— Считаю, что правильнее будет шить изделия для определенного бренда, с его логотипом, по его схемам. То есть выполнять весь функционал. Это здоровый подход к работе с оптом. И это позволяет конкурировать с тем же Китаем, — рассуждает он. — Вообще, создание коллекций для меня рандомное. Нахожу какую-либо интересную форму, затем масштабирую ее на несколько сумок, но меняю размеры, детали. Например, в первой коллекции «Параллель» на всех изделиях есть полоски. «Геометрия» — лучшая моя коллекция. До сих пор изделия из нее покупают больше всего.

Дизайнер рассказывает, что во время создания сумки сразу представляет девушку, которая будет ее носить, ее окружение, во что она одета. В общем, мыслить надо не от сумки к человеку, а от человека к сумке.


Красиво шить не запретишь

Бывали в бизнесе Александра и провалы.

— Год назад я нашел нового менеджера по продвижению в социальных сетях. Спустя неделю работы он попросил денег и уехал к маме в другой город. Наутро я просыпаюсь от звонка друга: «Саша, с твоей группой ВКонтакте что-то не так». Открываю страницу, а там онлайн-казино, и вместо 27 000 прежних подписчиков осталось только 16 000. В Instagram так и вовсе не смог войти — сменен пароль. За год наработанная клиентская база была разом уничтожена.

Александр написал заявление в милицию. Началась проверка. Выяснилось, что номер телефона, на который привязался аккаунт в Instagram, зарегистрирован на фирму конкурента. Таким способом тот решил устранить препятствие. Но правда в итоге победила. Итог для организатора диверсии плачевный — два открытых уголовных дела.

— Так что, друзья, опасное это дело — шить сумки, — шутит Саша.

Сейчас, смотря на Сашу, думаешь, что энергии у него хоть отбавляй. Поэтому интересуюсь планами на ближайшее будущее.

— Жениться хочу, детей завести! — смеется Саша и подытоживает: — Был у меня большой штат сотрудников, большое производство, если честно, это выматывает. Поэтому подумываю: может, лучше продавать франшизы?

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

♦ Средняя стоимость сумки — 200 рублей;

♦ стоимость швейной машинки — 1500 рублей;

♦ средняя прибыль в месяц — 2000 рублей;

♦ стоимость аренды — 1000 рублей;

♦ количество заказов — 200–250 в месяц;

♦ средняя стоимость одной закупки — 5500 рублей.

malyshchyts@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter