Штрихкод современности

Обратил внимание, что ездил во все четыре стороны света по нашей не такой уж и маленькой Беларуси
Листая записные книжки за прошлый год и за этот, читая даты, обратил внимание, что ездил во все четыре стороны света по нашей не такой уж и маленькой Беларуси. В разные области, города, большие и маленькие населенные пункты, по мостам через широкие и узкие реки. Пересматривал фотографии в телефоне, изучал свои дорожные зарисовки.



Ездил весной, поздней осенью, когда все золотое и рыжее, летом, когда все за окном машины зеленое. Зимой, когда все черно–белое, как на старой фотографии. Вот в январе, после метели, глядя в окно плацкартного вагона, я и обратил внимание на огромное количество заборов, тянущихся вдоль железной дороги. Светило сквозь дымку солнце, поезд мчался, я смотрел в окно на бегущую графичную картину.

Заборов тянулось и бежало вдоль железной дороги превеликое множество, самых разных конструкций. Бесконечное число вариантов. Высоченные из белого силикатного кирпича с башенками. Серые из бетонных плит с железными воротами, из красного кирпича... Ажурные, кованные из металлических прутьев, прозрачные из сетки–рабицы. Из рифленых листов железа: коричневые, зеленые, синие, желтые. Из старых серебристых досок, из колючей проволоки и из самой обыкновенной. Из кольев, фигурные, отлитые из бетона, классические из штакетника, похожие на расчески, даже из толстых бревен попадались. Летом и осенью заборы и ограждения не так заметны. Кусты, листья, деревья хорошо маскируют всю эту архитектуру, а вот зимой они как на ладони.

Когда поезд проехал Пуховичи, то выглянуло солнце, тени вытянулись на снегу, забор из частокола вдруг напомнил мне что–то привычное, много раз виденное. Вспомнил! Наши заборы похожи на привычный штрихкод! Да, именно на этот графический знак, отпечатанный на упаковке товаров, а иногда и на самих товарах. Странное сравнение, согласитесь.

Задумался. И раньше заборов хватало. Вокруг предприятий, школ, детских садов, парков и скверов, кладбищ. Причем, самое непонятное — наличие заборов вокруг кладбищ и могил. Зачем они там? Кажется, испанский писатель Рамон Валье–Инклан еще в позапрошлом веке едко пошутил, стоя у кладбищенской стены: «Живые на кладбище не спешат, а мертвые оттуда уже никогда не выйдут...»

В деревнях, между прочим, количество заборов сильно уменьшилось. Объяснение простое, на поверхности. Не держат деревенские жители ни коров, ни овец, вот и заборы, защищавшие огороды, не городят. А вот все остальные жители нашей синеокой, особенно владельцы загородных домов уже давно принялись соревноваться друг с другом, кто соорудит самую надежную и самую неприступную ограду. Попадаешь в такой поселок — и бредешь вдоль забора, как в каньоне, под ногами плитка, а над головой небо. Что там за железом? Слышны голоса, смех, музыка, собачий лай. Иногда замечаешь видеокамеру, на столбе, следящую за твоим перемещением. Маленькие участки и высокие заборы. Такого ни в Польше, ни в Чехии, ни в Испании, ни в Германии я не видел...

Я не против заборов, не против железных дверей, оград и колючей проволоки. Думаю, что со временем, пройдет лет 20, заборы начнут исчезать. Люди опять станут доверять друг другу, перестанут прятаться и таиться.

Вспомнил подоконник в сенях деревенской хаты своего деда. Обычное окно, дубовый, некрашеный, растрескавшийся, не очень широкий подоконник. В левом углу лежал замок с воткнутым в него ключом. В ушке ключа веревочная петля. Рядом с замком алюминиевая кружка без ручки, старый нож с черным обломанным лезвием, только в грибы с таким и можно пойти, а на большее он и не годится. Несколько погнутых ржавых гвоздей. Композиция из них напоминала иероглиф. Тронешь один гвоздь, новый иероглиф получается.

Но я о замке, лежащем на подоконнике. Не помню, чтобы тем исправным замком пользовались, чтобы вешали его на дверь хаты, продевая в пробой. Даже когда все уходили со двора на далекий луг сгребать сено, то и тогда замок оставался на подоконнике. К двери ставили палку. Именно она охраняла и сторожила хату и все, что в ней было. Ни дед, ни бабуля, ни родители ни разу не рассказывали, что из дома что–нибудь вынесли, украли. Поздним вечером дверь закрывали изнутри, просто накидывая крючок.

Зачем был нужен тот замок, если им не пользовались? Думаю, для порядка.

ladzimir@tut.by

Советская Белоруссия № 108 (24738). Среда, 10 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter