Произведения Михаила Савицкого вобрали в себя ментальный и культурный код белорусов - к 100-летию мастера

Шрамы на холстах


Сегодня мы отмечаем 100-летие со дня рождения мастера. Он больше, чем художник. Савицкий стал летописцем самых горьких и героических событий ХХ столетия. Его работы — символ истории страны с миллионами прерванных жизней и искалеченных судеб.

Неизвестный мастер

Для бывшего фронтовика и узника концлагерей главной темой творчества стала война. В середине 1970-х Михаил Андреевич потряс всех своим циклом «Цифры на сердце» об ужасах фашистских лагерей. Он одним из первых начал создавать картины, посвященные чернобыльской трагедии. Но если эти полотна многим хорошо знакомы, то его графика, живописные пейзажи, портреты, относящиеся к раннему периоду творчества, известны далеко не всем. Увидеть их можно в Художественной галерее Михаила Савицкого, расположенной в Музее истории города Минска.

Вчера здесь, на площади Свободы, 15, открылась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения мастера. Минчанам и гостям столицы представили обновленную постоянную экспозицию и масштабный выставочный проект учеников и последователей Михаила Андреевича. В камерных залах можно увидеть работы из фондов музея и коллекции семьи художника, которые ранее не выставлялись. В начале экспозиции удивляют небольшие рисунки с натуры периода учебы в Минском художественном училище и Московском художественном институте имени В. Сурикова.

— Тонкое ощущение света и тени, точность линий почти фотографически передают изображение неизвестных натурщиков. Это классические ученические работы, — уверяет Ярослав Дубашинский, ведущий научный сотрудник Музея истории города Минска. — К слову, именно Савицкий во многом определил судьбу белорусской школы живописи во второй половине ХХ века.

Рядом с графикой — живописные этюды раннего периода, наполненные солнечным светом, яркими красками цветов.

— Не стоит воспринимать Савицкого как исключительно «мрачного» художника. Раннее творчество мастера несет в себе характерную для ­1950-х годов бытописательную жанровость, — отмечает Ярослав Дубашинский. — Внимательный зритель во многих работах увидит знакомые мотивы, те же отсылки к библейским сюжетам. Например, на картине «Воскресение» воспевается образ матери и ребенка. На переднем плане — молодая женщина с младенцем на коленях. Полотно наполнено светом и будто излучает жизнь.

Михаил Савицкий известен и как выдающийся портретист. В отдельном зале галереи на полотнах угадываются классики белорусской литературы Янка Купала и Якуб Колас, задумчивый Федор Достоевский. А вот на зрителей смотрит Владимир Высоцкий с гитарой. По словам Ярослава Дубашинского, художник не был почитателем творчества барда, но когда сын показал отцу проникновенные стихи Высоцкого о войне, Савицкий изменил свое отношение к нему.

По словам Ярослава Дубашинского, в экспозиции отражаются разнообразные темы: материнство, семья, труд, военное лихолетье, чернобыльская трагедия, христианство.

Предостережение потомкам

Пройдясь по залам галереи, осознаешь, что художник создавал эпическую поэму о жизни человека. Например, на большом полотне «Урожай», привезенном в Минск из Брестского областного краеведческого музея, изображены трое мужчин, отдыхающих после тяжелой работы в поле. Выходец из крестьянской семьи, Савицкий знал, каким трудом добывают хлеб.

Ярослав Дубашинский выделяет три больших цикла работ мастера: «Цифры на сердце», «Черная быль» (посвящен чернобыльской трагедии) и библейский. В произведениях, которые посвящены земной жизни Христа, художник воплотил личное видение современных проблем, связанных с общечеловеческими ценностями. А написанная в 1997 году картина «ХХ век. Убийство правды» напоминает простую мудрость: мир действительно очень хрупок, а человеческая жизнь бесценна. В своей работе мастер предостерегает будущие поколения от повторения ошибок прошлого.

— Картины Савицкого хотели приобрести многие зарубежные коллекционеры и музеи, но чаще всего он им отказывал, — подчеркивает Ярослав Дубашинский. — Говорил, пусть они останутся в моей республике. И это не было показным патриотизмом.

В одном из залов галереи организовали реконструкцию мастерской художника. Мольберт, палитра, холсты, краски, кисти, наброски новой работы… Кажется, художник вышел на минутку и вот-вот вернется.

На выставке «Михаил Савицкий. Наследие» представлены и работы выпускников Творческих академических мастерских живописи, графики и скульптуры, а сейчас известных белорусских мастеров Виктора Альшевского, Владимира Кожуха, Игоря Бархаткова, Андрея Задорина, Александра Гришкевича и многих других.

ИЗ ДОСЬЕ

Михаил Савицкий родился 18 февраля 1922 года в деревне Звенячи Оршанского уезда Витебской губернии (сейчас Толочинский район). После школы поступил в артиллерийское училище. Юношей воевал в составе 345-й стрелковой дивизии под Севастополем. В одном из боев попал в плен. А дальше начались круги ада в концлагерях Дюссельдорф, Бухенвальд, Дахау. Выжил чудом. Вернулся в родную Беларусь. В 1951-м окончил Минское художественное училище. Вскоре уехал в Москву, где продолжил учебу в Институте имени Сурикова. Жил и работал в Минске. С 1980 года руководил Творческими мастерскими живописи Академии художеств СССР в белорусской столице.

Лауреат Государственной премии СССР (1973), Госу­дарственных премий Бело­русской ССР (1970, 1980), Государственной премии Республики Беларусь (1996).

Народный художник СССР (1978). Герой Беларуси (2006).

МНЕНИЯ


Глеб ОТЧИК, председатель Белорусского союза художников:

— Михаил Андреевич оказал колоссальное влияние на белорусскую школу живописи, и, конечно, Белорусский союз художников не может оставаться в стороне от такой даты. Мы проведем итоговую выставку, посвященную его творчеству, во Дворце искусства, также планируем выставку на родине художника в Орше. Мы хотим напомнить о том, каким уникальным педагогом был Михаил Савицкий. Если бы не Савицкий, у нас не было бы такого художника, как, например, Роман Заслонов. Или Сергей Шемет и Владимир Гончарук. Мы предложили ученикам Михаила Андреевича проехать по школам Беларуси, чтобы они рассказали об этой уникальной личности. Он учил тому, что в живописи не бывает отдельных предметов, что кружка и тень от кружки — единые компоненты картины. У него было удивительное чувство композиции.


Владимир ПРОКОПЦОВ, генеральный директор Национального художественного музея:

— Для меня личность Михаила Андреевича очень многогранна, он во многом опередил наше время. Он постоянно был занят работой, всего себя отдавал белорусскому искусству. Для всех нас он был примером преданности своему делу. Мне посчастливилось с ним общаться. На дружеских посиделках угощал нас яблоками из собственного сада и сушками. Мне иногда казалось, что у него слишком много посетителей, все донимали его своими просьбами как депутата Верховного Совета БССР. Он всегда откликался, всем старался помочь, даже в ущерб работе. 18 февраля в нашем музее открывается выставка «Михаил Савицкий. К 100-летию со дня рождения». Глубоко символично, что юбилей народного художника СССР, почетного гражданина Минска, Героя Беларуси, нашего патриарха Михаила Савицкого совпал с Годом исторической памяти.


Евгений КСЕНЕВИЧ, коллекционер:

— В эти дни много говорят об уникальности Михаила Андреевича, многогранности его таланта. Это все так, но мне бы хотелось напомнить, что только благодаря ему в Минске в начале 1980-х появились Творческие академические мастерские живописи, графики и скульптуры. Именно Савицкий был инициатором их создания. Огромное количество его учеников и соратников имели возможность совершенствовать там свое мастерство. Сегодня там располагается Национальный центр современных искусств, в проектах которого мы можем видеть часто экспериментальные, абстрактные, сложноассоциативные работы. В этом я вижу своеобразный парадокс: Михаил Андреевич, особенно в первой половине своей жизни, не очень приветствовал абстрактное искусство. Он был приверженцем реализма, отзывался на все трагедии ХХ века в реалистической манере. Он критически относился к творчеству Марка Шагала, может быть, даже несколько ревностно. Они оба родом с Витебщины, представители двух художественных полюсов витебской школы. Кстати, спустя годы благодаря сыну Андрею, который собрал неплохую библиотеку по современной живописи, он свое мнение несколько изменил. Тем не менее сегодня именно благодаря Савицкому современное искусство имеет в Минске свой собственный дом.

Михаил Андреевич был большой трудяга, до последнего дня приходил в мастерскую. Всегда занимал активную гражданскую позицию. Художники знали, что в самых высоких инстанциях у них есть свой собственный голос, который всегда выступит в их защиту.

pepel@sb.by

hilkok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter