О круговороте денег в школе

Школы учатся считать

Школы сегодня не только учат детей, но и сами осваивают новую для себя науку — зарабатывать. И как водится, самое пристальное внимание — к столичным учебным заведениям, от которых ждут пионерского рвения. Здесь и всевозможная платная помощь ученикам, и экспорт образовательных услуг, в который, к слову, в прошлом учебном году были вовлечены лишь 5 минских школ, а уже в этом — все без исключения. Они, конечно, не торговые компании, но в предложенных обстоятельствах выбирать не приходится. И у многих, надо сказать, неплохо получается: столичная гимназия № 6 по платным образовательным услугам вышла на 109 процентов, а по экспорту образовательных услуг — на 120 процентов прироста. У школы–интерната № 9 здесь 133 и 118 процентов соответственно.

Что скрывать, наша система образования постоянно страдает от нехватки средств: на зарплату, оборудование, косметический и капитальный ремонт, учебники. В этом году только в Минске на обновление школ и детских садов понадобится минимум 320 миллиардов рублей. Но пока же бюджетом предусмотрено едва ли не в 5 раз меньше — 68,8 миллиарда. Причем старейший Заводской район вообще остался за планом. Стоит ли говорить, что от поддержки там бы не отказались многие учебные заведения? А сколько таких растянутых во времени школьных ремонтов по всей стране! И, как метко подметил один из директоров, местным администрациям остается разве что расставлять приоритеты: обшарпанные стены еще можно потерпеть, главное, чтобы не повторилась история с кричевской школой, когда в здании рухнула крыша. Тем более тревожные звоночки есть: на днях из–за трещин в стенах приостановлена работа детсада в деревне Слобода Мозырского района...

У медали по традиции есть и другая сторона: даже если деньги получили, тратить их умеют далеко не все. Вот и за прошлый год минскую систему образования бюджет профинансировал почти на 4,8 триллиона рублей, 70 процентов этих денег ушло на зарплату, позже поступило еще 73 миллиарда. На первый взгляд неплохо. Пополнили «копилку» и внебюджетные средства на сумму свыше 262 миллиардов. Освоили средства вроде как прилично — на 99,7 процента. Но ведь невостребованные 0,3 процента — тоже немалые деньги, сотни миллионов, которые на дороге уж точно не валяются. Что получаем на выходе? Средства на школу выделены, но родители по–прежнему скидываются на ремонт, телевизор, доску... Вопрос «кто виноват?» пока завис в воздухе: или просили администрации школ больше, чем могли потянуть, или дело подпортили бюрократические барьеры.

Для поиска дополнительных материальных ресурсов система образования пробует разные варианты. То и дело появляются экспериментальные подходы к расчетам учительских зарплат. Достаточно вспомнить пилотный проект отраслевого финансирования, который уже испытали на себе 6 минских школ, а с нового года подключились и регионы. Промежуточные результаты, кстати, неплохие: вместе с зарплатой педагога растет и престиж учебного заведения. По данным Михаила Мирончика, председателя комитета по образованию Мингорисполкома, в Минске зарплата учителя в среднем остановилась в пределах 6 млн. 359 тысяч рублей (правда, это с учетом дополнительных 1,5 млн. из городского бюджета). Но если средняя зарплата по городу за год выросла более чем на 36 процентов, то в образовании не дотянула и до отметки плюс 12. В итоге в Минске соотношение зарплаты учителя к другим отраслям по итогам 63 процента, тогда как по стране — 75,4. В Минобразовании, кстати, уверены: немало недоработок имеется на местном уровне, сегодня можно и нужно направлять на зарплаты педагогам сэкономленные деньги.

А еще в поисках денег для школы по всей стране ставку сделали на оптимизацию. Только в Минске за три года новации коснулись 15 учебных заведений. Результат — минус 1.400 вакансий. Другое дело, что классы в среднем оказались по 24 человека. Слишком много? Многие не согласны: мол, в наше время и по 40 учились. Зато другую «оптимизаторскую» ошибку чиновники признали: решение объединить управление сферами образования и спорта и туризма было необдуманным, если не сказать — абсолютно бесполезным. Физкультурно–оздоровительные центры не нашли точек соприкосновения со школами и детсадами, а головной боли в системе образования прибавилось. В том числе и по поводу финансов.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 36 (24666). Среда, 25 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter