Художник "Заклятых скарбаў" вернулся с новой выставкой

Школа странствий Алексея Новицкого

«Заклятыя скарбы» когда-то наделали много шума
«Заклятыя скарбы» когда-то наделали много шума. Двадцать с лишним лет назад страшные сказки, собранные Владимиром Яговдиком и проиллюстрированные Алексеем Новицким (на снимке), были настоящим событием. Сегодня подобными картинками уже мало кого удивишь — бывает и страшнее. Но уж очень интересно, как трансформировалось творчество художника за эти годы, тем более что почти пятнадцать лет Алексей жил в Канаде. В прошлом году, заглянув в родной Минск, решил задержаться, а возможно, и остаться. «Странствие» — так он назвал свою выставку-возвращение, которая сейчас проходит в Национальном историческом музее. Там мы и встретились с художником. 



— Алексей, ваши белорусские коллеги жалуются, что сейчас не самое лучшее время. А вы решили вернуться в Беларусь, почему?

— Из Вильнюса поступило предложение сделать выставку в Союзе художников. Приехал, конечно, не мог не заглянуть в Минск. Здесь мне тоже предложили сделать выставку, потом вторую. Я увидел большой интерес к своему творчеству, для меня это было приятно и неожиданно. Решил, что здесь стоит задержаться. Недавно открыл свою школу, увидел, что людям разных возрастов интересна графика. Это не учебное заведение в чистом виде. Многих я действительно учу рисовать, а есть и те, кто уже имеет определенные навыки. Они приходят ко мне, чтобы выражать себя, обмениваться энергией, творческими идеями. А есть парень шестнадцати лет, из тех, кого называют трудными подростками. Мама отправила его ко мне, чтобы отвлечь от дурных занятий, а он так увлекся, что посвящает сейчас рисованию много времени.

— Каким увидели Минск много лет спустя?

— Это очень уютный город. Мне нравится гулять по его улицам, проспектам. Совсем недавно открыл для себя велосипедные дорожки: получаю огромное удовольствие, проезжая по паркам, через Комсомольское озеро. Ивы, склонившиеся на берегу, — это очень красиво. 



— Если бы вас попросили сегодня нарисовать Минск, каким бы вы его изобразили?

— Вряд ли это была бы архитектура, скорее всего — портреты знакомых мне людей, ныне живущих и уже ушедших из жизни, возможно, даже гротесковые.

— Вы продолжаете работать в этой манере? Как ваше творчество изменилось за эти годы?

— Мне удалось поработать в комиксной индустрии. Это не известные здесь Бэтмен, Спайдермен и прочее, а необычные малотиражные издания. Их рисует группа авторов, на каждом этапе разный человек. Я освоил эту технику, научился работать быстрее. Но от тематики, связанной с фантазийными образами, фантастическими мирами, не отошел. Наоборот, углубился, там это очень развито. Когда я только приехал, то думал, что буду там уникальным художником, оказалось, что таких там много, причем у некоторых значительно больший опыт.

— Но вас можно назвать успешным художником?

— Определенная ниша у меня есть. В Америке, когда я стал участвовать в комикс-собраниях, которые проводятся дважды в год, нашел своего почитателя. Я выиграл первое место на одном из таких мероприятий в Торонто, это давало мне право продавать свои работы. Конечно, миниатюры стоят не очень дорого. А вот большие работы, каждую из которых я пишу по пять-шесть месяцев, покупаются за более серьезные суммы. Люди, не имеющие больших денег, как правило, покупают качественные копии. Вообще, мои картины есть в галереях и частных коллекциях разных стран: в Канаде, Дании, Германии и других. Сегодня я отдаю предпочтение смешанной технике с использованием туши и акварели, раньше же рисовал в традиционной графической технике. Кстати, сейчас занимаюсь не только графикой и иллюстрацией, но и 2D-анимацией.

— Как сегодня смотрите на «Заклятыя скарбы»?

— Это был 1991 год. Ко мне пришел издатель и привел автора будущей книги Владимира Яговдика. Как сегодня помню: интересный человек в кепке и с дипломатом. Он показал мне сказки, которые долго собирал и обрабатывал, они показались мне очень страшными. Сроки были сжатые, надо было проиллюстрировать очень быстро, за месяц я сделал больше тридцати рисунков. Да, некоторые иллюстрации получились сыроватыми, но в этом и их прелесть. Тираж был 200 тысяч экземпляров. Книга понравилась, зацепила. Я потом встречал людей с ней в удивительных местах. Помню, летел отдыхать на юг, смотрю — в аэропорту сидит девочка и читает. Но самое удивительное место — склад литературы в Вашингтоне, куда стекались книги со всего бывшего Союза. Представьте, захожу и вижу стопку «Заклятых скарбаў».

— Но мнения ведь были неоднозначными, не все родители хотели, чтобы их детям такая книга попала в руки.

— Как-то случайно обнаружил в интернете, что книга до сих пор активно обсуждается на форумах. Было удивительно узнать, например, как кто-то вспоминал, что у него в детстве была такая книга, теперь где-то затерялась и человек хотел бы ее купить. А ведь ее теперь не найти, разве что в букинистических магазинах. Интересно, что на недавней выставке в парке Горького ко мне подходили люди со «Скарбамі» и просили оставить автограф. Это те ребята, которым тогда было лет по восемь-десять. Судя по всему, им книга понравилась, раз они до сих пор с ней не расстаются.

— Каким видите свое будущее в Беларуси?

— Хочу развивать школу. Вижу, что она востребована. Часть моих нынешних учеников работает в IT-индустрии, это перспективная сфера, которая постоянно развивается. Надеюсь, что мои знания и опыт пригодятся.

stepuro@rambler.ru

фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter