Школа пересчитает учеников и деньги

Новый закон “Об общем среднем образовании” предполагает снижение наполняемости классов и придание каждой школе статуса юридического лица. Но всякий ли директор готов сочетать в себе качества педагога и менеджера, и в какие суммы обойдется бюджету “разукрупнение” классов?

Этими вопросами задались участники “круглого стола”, организованного Постоянной комиссией Совета Республики Национального собрания по образованию, науке, культуре и гуманитарным вопросам.
— Принятый в июне 2006 года Закон “Об общем среднем образовании” создал почву для перехода от унифицированного к личностно ориентированному обучению, — напомнил председатель Постоянной комиссии Анатолий Новиков. — Сегодня мы должны отладить механизм его реализации так, чтобы в
июле—августе 2007 года учителя школ уже не задавались вопросом, как ту или иную его норму претворить в жизнь.
— Все статьи закона вступили в силу недавно, 15 января 2007 года, — добавил заместитель министра образования Казимир Фарино. — Министерство образования успело утвердить стандарт об общем среднем образовании, разработать на его базе 42 образовательных стандарта по всем учебным предметам на базовом, повышенном и углубленном уровнях, разработать типовой план с перечнем обязательных для изучения в школе предметов.
Все, что сверх этого перечня — необязательный, школьный компонент. Поэтому перегрузка учеников — проблема не общегосударственная, а частная, порожденная желанием отдельных школ давать больше, чем в состоянии усвоить дети. К этому желанию, как и к стремлению некоторых школ устроить конкурсный отбор первоклассников, Министерство образования относится негативно:
— К руководству учреждения образования, которое ведет прием в первый класс на конкурсной основе, будут приняты меры, — пообещал заместитель министра. — Никаких испытаний при поступлении детей в первый класс не должно быть. Исключение — школы с всевозможными уклонами. Они вправе посмотреть способности детей, определить задатки, но это надо делать очень корректно, разумно, как изложено в законе.
— Придание школам статуса юридического лица позволит перейти на подушевое финансирование учреждений общего среднего образования, как это происходит сейчас в России, — объяснил Казимир Фарино. — Государство гарантирует определенный норматив средств на каждого ученика. Но сегодня далеко не каждый руководитель готов возглавить учебное заведение со статусом юридического лица, взять на себя функции менеджера.
Должна ли школа зарабатывать?
В новом законе говорится о недопустимости доведения плановых показателей по внебюджетным поступлениям. Но Казимир Фарино в прошлом директор гимназии, предлагавшей два с лишним десятка платных услуг и зарабатывавшей таким образом немалые деньги.
— Поэтому я считаю, что мы обязаны и будем предлагать дополнительные услуги, связанные с использованием компьютеров, изучением иностранных языков, репетиторством, — настаивает заместитель министра образования.
Внебюджетная деятельность — обычное явление для учреждений образования Минской области, — рассказал заместитель начальника управления образования Минского областного исполнительного комитета Олег Семенчук. — Самой эффективной услугой, приносящей реальные доходы, является подготовка водителей категории “В”. Но, по наблюдениям Олега Семенчука, новый закон усложнил деятельность учреждений образования, повлек затраты — на введение дополнительных ставок финансовых работников, оформление лицензий каждого учреждения образования на различные виды деятельности (каждая лицензия обходится в 150 евро). Прежде лицензии оформлял отдел образования, а обозначенными в них видами деятельности занимались все подчиненные ему школы.
— Новый закон снижает наполняемость школьных классов. Отныне в 1—4-х классах должно быть по 20 учеников, в 5—10-х классах 25 учеников, в старших, на профильной ступени, — 20 учеников, — сказал Казимир Фарино.  — Поэтому будьте добры, выполняйте закон.
— Конечно, закон разрешает многие противоречия прежде всего в вопросах организации образовательного процесса, определяет и защищает права всех участников учебного процесса. Однако уже сегодня мы видим, что его введение на всех ступенях обучения породит ряд проблем, первую очередь экономических и организационных, — возразил председатель комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета Владимир Щербо. —  Одномоментное уменьшение наполняемости повлечет увеличение количества классов-комплектов в Минске почти на 740. Соответственно, на 2140 единиц увеличится количество ставок, и только на заработную плату с сентября по декабрь 2007 года дополнительно потребуется 6,4 миллиарда рублей. Эти средства в бюджете города предусмотрены не были.
Для разрешения ситуации предлагаем привести с 1 сентября 2007 года в соответствие с законом наполняемость только первых классов. Расчеты показывают, что до конца финансового года на это уйдет 0,3 миллиарда рублей. Такие средства изыскать трудно, но возможно. Все остальные классы можно наполнить в соответствии с законом с
1 сентября 2008 года, при условии, что средства должны быть учтены в проекте бюджета на 2008 год.
Следующая проблема будет связана с дефицитом аудиторного фонда. Уже сегодня в связи с изменением демографической и социальной ситуации все больше первых классов открываются на базе школ, а не детских садиков. В этом году в столице первых классов на базе садиков стало меньше по сравнению с прошлым годом примерно на 12 процентов. По этой и другим причинам наполняемость минских школ значительно больше плановой мощности, более 40 процентов школ работают в две смены.
В сельской местности, впрочем, ситуация иная: только в Минской области количество школьников ежегодно уменьшается на 8 тысяч.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter