Школа не по расписанию

МИНОБРАЗОВАНИЯ подвело итоги ушедшего года. Ранее темы, обсуждаемые на коллегии ведомства, поднимались в большом разговоре с Президентом. Несовершенство учебников, перегруженность программ, распределение после вуза, эффективность аспирантуры, зарплата педагогов... Болевых точек в сфере образования предостаточно, но, к сожалению, механизмы для разрешения острых вопросов не выработаны.

Чтобы услышать все заинтересованные стороны, при Министерстве образования предлагается создать специальный общественный совет, куда войдут политики, общественные деятели, работники культуры, системы образования, здравоохранения, родители... Резонно предположить, что новация пойдет на пользу, пора б уже выработать те самые механизмы — услышать «глас народа» и почерпнуть толковые идеи.

Из последних меня заинтересовала тема шестого школьного дня, которая сейчас активно обсуждается в сети. Напомню, по поводу субботы заместитель Премьер-министра Василий Жарко подчеркнул, что речь не идет о дополнительном учебном дне: «Президент четко обозначил, каким должен быть шестой школьный день — физкультура и спорт, воспитание, возможность проведения факультативов и занятий по интересам».

Казалось бы, все предельно ясно, однако и в этом вопросе мнения разделяются. Некоторые учителя, особенно новой формации, высказываются о субботе как о полноценном выходном, мол, и в будни дети и так слишком загружены. Педагоги, работавшие еще в советское время, сходятся во мнении, что суббота в школе — это день, чтобы разлечься или подтянуть хвосты.

Моя позиция все же тяготеет к той, что высказывают педагоги с многолетним опытом. Каким днем была суббота во время моей учебы в школе? В расписании значились уроки (буквально пару штук), всегда были занятия по музыке и физкультуре. В спортзале собирались командами сыграть партию в волейбол. В будние дни ведь не до того: в первую смену уроки, а во вторую — лично у меня — занятия в музыкальной школе. Тогда же у нас проходили капустники и концерты, репетиции команды КВН или юных инспекторов дорожного движения. В выпускном классе на это времени оставалось меньше, потому что по субботам мы посещали факультативы. Мне требовалось подтянуть к ЦТ историю Беларуси и белорусский язык. В итоге успешно сдала эти предметы, не прибегая к репетиторам. Разве это не показатель?

Разумеется, школа школе рознь, ученик ученику и так далее.  Получается, раз уж на таком высоком уровне заговорили о  шестом дне, не во всех школах есть активная жизнь в субботу. Но далеко не единичны положительные примеры. Интересуюсь мнением на этот счет у директора Лунинской средней школы Лунинецкого района Сергея Курака. Ничего нового для  них приказ Минобразования не открыл. Суббота всегда проходит с пользой для детей. Работают кружки и объединения по интересам. Проводятся факультативы для 9-х и 11-х классов. Если первые готовятся к выпускным экзаменам, то выпускники — к тестированию. Часть детей ездит на межшкольный факультатив в райцентр, где изучают математику, биологию и языки к ЦТ. Раз в месяц суббота объявляется спортивным днем. В это время проходят соревнования. Из последних — хоккейный турнир и биатлонная эстафета. Культурная программа насыщенная. Каждый месяц по субботам тематические концерты или игровые программы.

Думаю, следуя по пути этой сельской школы, риторическим становится вопрос с субботой: просто лучше делать, чем говорить.

uskova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter