Шкала знаний

О высшем образовании...
Уже не первый год в вузах говорят о том, что разрыв между знаниями новоиспеченных студентов увеличивается. Приходят либо ребята с очень сильной подготовкой, либо откровенные митрофанушки. А середнячков все меньше. 

Нынче об этой тенденции с беспокойством говорит и председатель Госкомиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний Анатолий Рубинов. ЦТ в этом году сдавало гораздо меньше абитуриентов, а доля тех, кто продемонстрировал «нулевые» знания, увеличилась почти на 40 процентов! В то же время максимальный результат показали 123 человека (а в прошлом — всего 65). Становится больше лучших и худших — вот главный итог вступительной кампании. Причем в «ноль» сработали в основном по математике и физике. И дело не в сложности заданий, не в механизме оценивания, а в общем уровне школьных знаний: 60 — 70 процентов абитуриентов на 100–балльной шкале распределяются между 0 и 20.

«В сравнении с олимпиадой на ЦТ были детсадовские задачки», — это мнение выпускника гимназии № 4 Барановичей Андрея Соболя, набравшего 100 баллов по математике. Преподаватели и репетиторы тоже замечают: задания по физике и математике все легче и легче. И при этом средний балл участников тестирования продолжает падать. Анатолий Рубинов не видит иного выхода, как увеличивать количество часов по этим дисциплинам: «Ведь математика — это предмет, образующий систему мышления человека. А физика — основа всех естественных наук — в школе нынче вообще в загоне. Базовые знания должны быть на достойном уровне. А что такое 20 баллов на ЦТ? Это же фактически меньше «двойки»!»

Можно ли тогда говорить, что у нас существенно ухудшилось качество образования? Наверное, нет. Те 20 — 30 процентов выпускников школ, которые в советское время шли учиться в вуз, и сейчас легко грызут гранит науки. Великая советская математическая школа пока во многих чертах сохранилась. Мы по–прежнему занимаем первые места на олимпиадах. Хотя, конечно, детей, которые двигаются в этом направлении, стало заметно меньше. Просто многие делают ставку не на математику, а на экономику, программирование, международные отношения, право. Абитуриент с высокими баллами выбирает, и его выбор никак не изменишь: он голосует ногами. И отнюдь не за инженерные специальности. В БНТУ на «Технологию машиностроения», «Тракторостроение» «Кораблестроение и техническую эксплуатацию водного транспорта» на бюджет зачисляли с баллами 165, 159, 151. А на «Бизнес–администрирование» даже на платное отделение проходной балл — 205, на «Маркетинг» — 174, в БГУ на «Международное право» — 268.

Давно не секрет: доступность высшего образования выросла настолько, что оно превратилось во всеобщее. Мест для поступления в вуз больше, чем выпускников. За два года их количество уменьшилось на 23 тысячи человек (через пару лет будет еще на 10 тысяч меньше). А прием на дневной бюджет на протяжении уже 15 лет все тот же — примерно 25 тысяч. В минувшем году остались незаполненными 130 бюджетных мест, в этом — уже 198. Что уж говорить о платных невостребованных студенческих билетах в госуниверситетах — их 5,6 тысячи! О частных вузах, которые выполнили план набора на дневное отделение только на 34 процента! Как в такой ситуации отбирать сильнейших?

Новация этого года — порог 7 баллов — сыграла определенную роль. Отсеялись тысяч 19 абитуриентов, потенциальных «платников». Зато поступили легко те, кто набрал в сумме меньше 100 баллов! На физический факультет БГУ на бюджет зачислены все, кто подал документы, в том числе с баллами ниже 120. На военный факультет Высшего авиационного колледжа принимали с 72 баллами на «Техническую эксплуатацию авиационного оборудования». В педуниверситете снова недобор будущих преподавателей физики и математики. А первокурсником смог стать абитуриент с суммой 71 балл. Отличный школьный учитель получится! Анатолий Рубинов привел показательный пример. Кое–кто студентом стал и с 64 баллами из 400. Если учесть, что по трем испытаниям ЦТ нужно иметь минимум 21 балл, выходит, средний балл аттестата у него — 4,3! Виданное ли дело, чтобы высшее образование снижалось до уровня просто малограмотных абитуриентов?

В госкомиссии считают, что механизм приема в вузы нужно ужесточать. Как? Увеличить минимальный балл по ЦТ, необходимый для поступления? Уменьшить бюджетный набор? Сократить прием на заочное отделение (47 процентов заочников — не многовато ли?)? Или принимать на «заочку» даже на платной основе только работающих по специальности со стажем до года? Да уж, Министерству образования в этом учебном году предстоит решить сложную математическую задачку: какие условия выставить абитуриентам, чтобы увеличить их тягу к знаниям.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter