Шитье по-живому

Еще пару лет назад объявления о «перепрошивке» мобильных телефонов висели чуть ли не на каждом столбе...

Еще пару лет назад объявления о «перепрошивке» мобильных телефонов висели чуть ли не на каждом столбе. Умельцы всего за 15 долларов могли перепрограммировать любую модель аппарата: русифицировать его или перебить IMEI (индивидуальный номер сотового). Происхождением «трубки» при этом никто не интересовался. Так на рынках оказывались нелегально ввезенные или ворованные мобильники. Два года назад Генеральная прокуратура обратила внимание, что «серые» телефоны заполонили рынок, и настояла на принципиальном решении проблемы. Последовали меры... Что изменилось с тех пор?

 

— Более чем на треть уменьшилось количество преступлений, связанных с хищением мобильных телефонов, — констатирует Сергей Паско, старший прокурор отдела Генпрокуратуры. — Практически каждый второй аппарат сегодня удается найти и вернуть владельцу. Есть специальная база данных IMEI–номеров. Сотрудники МВД передают информацию о похищенных телефонах мобильным операторам, которые в реальном времени отслеживают появление пропажи в сети.

 

Краденый или ввезенный без документов телефон нынче «перепрошить» сложно. Сейчас за это грозит уголовная ответственность. Умельцев, работавших из–под полы, стало гораздо меньше.

 

— Первый прецедент в судебной практике был в 2008 году, — уточняет Сергей Паско. — Тогда по статье «Модификация компьютерной информации» возбудили два уголовных дела. В 2009–м — уже 6. За пять месяцев этого года — 11. Из них по трем вынесено решение суда. Обычно на «перепрошивке» попадаются молодые люди, поэтому назначается не столь суровое наказание. Скажете, капля в море? А я так не считаю. Во–первых, один «перепрошивщик» переделывает сотни аппаратов. Во–вторых, даже если он не попал за решетку, то у него все равно будет судимость, а это уже определенные последствия в дальнейшем.

 

Приемы борьбы нынче отрабатываются. И результаты, убеждены в Генпрокуратуре, не заставят себя долго ждать. Уже найти подпольных программистов не так легко, как раньше. Хотя и сейчас с ними можно связаться через знакомых, в интернете.


— Об уголовной ответственности знаю, — уверяет один из них. — Поэтому теперь работаю очень осторожно. Заказы беру только у знакомых. Откуда они достают аппараты и что потом с ними делают, меня не интересует: мое дело изменить данные. Если услугами интересуется человек с улицы, сразу отказываю.

 

К слову, чаще всего к мобильным умельцам обращаются с просьбой «перебить» краденый телефон. Схема проста: одни — воруют, другие — изменяют идентификационный номер, третьи — продают. Разорвав промежуточное звено криминальной цепочки, можно нанести существенный удар по «черному» рынку сбыта. А это, в свою очередь, отразится и на общей картине краж.


Но есть и другая сторона. «Перепрошивкой» называется любое изменение данных. А как же запись графических редакторов, игр и т.п.? Любой современный телефон можно подключить к компьютеру и обновить программное обеспечение. Получается, чуть ли не каждый второй абонент, добавивший себе новые функции в аппарат, нарушил закон?

 

— «Перепрошивка» — слишком широкое понятие, которое требует уточнения, — считает Виталий Шуравко, главный редактор сайта о мобильных технологиях onliner.by. — Сегодня практически все сложные электронные устройства имеют обновляемую программную часть. Например, изменив «прошивку» плиты, можно добавить туда функции приготовления новых блюд. Подробная инструкция со всеми файлами есть в интернете. Другое дело, что «перебивка» идентификационного номера телефона — это криминальное деяние. Поэтому для него лучше использовать другой термин, например, «модификация IMEI–номера».

 

Кстати, точно сказать, как будет функционировать телефон после вмешательства подпольных мастеров, сказать не может никто. Многое зависит от того, какими способами внесут «поправки». И если сбои произойдут (например, мобильник будет некорректно работать в сетях операторов сотовой связи или самостоятельно отправлять sms–сообщения на каждый номер в списке контактов), предъявлять претензии будет некому. Продавец денег не вернет: обычно «перепрошитые» телефоны продают за цену, в разы меньшую, чем в магазинах. Чеков, естественно, при этом никто не выдает. Вот и получается, что экономия на покупке телефона может обернуться большими затратами: на оплату счета за услуги или постоянные ремонты.

 

Заложники айфона

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter