Устоят ли ремесленники перед натиском перекупщиков или сами вольются в их ряды?

Шило в мешке, или Мастер-то не настоящий

Бурю в стакане воды по поводу мер, предпринятых для обеспечения занятости населения, чаще поднимают те, кто с работой толком-то никогда и не дружил. Такие ищут «уважительные», на их взгляд, причины, оправдывающие собственное бездействие и желание продлить такое комфортное состояние как можно дольше. Поэтому ситуация, когда количество вакансий в разы превышает спрос, для органов по труду и занятости знакома до боли. Например, в Кореличском районе на 41 безработного приходится 183 предложения – как говорится, только бы желание. А его как не было, так и нет – похоже, вся энергия и знания некоторых уходят на то, как без лишнего напряга избежать позорного клейма социального иждивенца. Стоит ли этому удивляться? И от чего недоумевать больше: от того, что не всегда эти методы законны, или что заставляют сомневаться в добросовестности и порядочности других людей?  

— В последнее время все больше чувствую себя работником психологической службы, нежели начальником управления: нужно уметь вникнуть в проблемы каждого, найти подход, дать дельный совет и подыскать, как хотят многие, непыльную работу, — набрасывает штрихи к портрету современного безработного начальник управления по труду, занятости и социальной защите Кореличского райисполкома Инна Богуш. – Но как бы тщательно ни подбирали вакансию, как бы внимательно ни относились к людям, как бы серьезно ни задействовали свой ресурс при проведении переговоров с руководителями, нередко игра ведется лишь в одни ворота. Нет-нет, а на выходе получаем стандартную ситуацию, когда через месяц после трудоустройства этот же человек, уже опять безработный, вновь становится на учет, пытаясь найти более легкий хлеб. А так не бывает. Мы пытаемся это объяснить. Но доходит не до каждого.

В результате затраченные усилия и время – все идет насмарку. Сложно? Незнакомая профессия? Непривычные обязанности? Освоить можно все – было бы желание. А его нет – в этом-то весь корень бед. Поэтому и трудоустройство не всегда достигает желаемой эффективности, убеждены специалисты управления.

Что удивляться? С одной стороны, отталкивают низкие зарплаты: сегодня мало кто жадно поведется на триста рублей с хвостиком. Особенно если жить и работать придется в сельской местности. С другой – завышенный уровень притязаний. «Я не вижу себя с ведром и тряпкой!» — обиженно прозвучало в ответ от одной соискательницы с базовым школьным образованием, когда ей предложили временное трудоустроиться уборщицей.

Основная доля вакансий в банке данных приходится на сельское хозяйство. Правда, в этом перечне уже нет привычных всем животноводов: благодаря механизации процент ручного труда ежегодно снижается, и на первый план выходят узкие специалисты – агрономы, ветврачи, зоотехники. Недостаточно и культработников – аккомпаниаторов и хормейстеров. Главный критерий подбора – владение музыкальным инструментом – зачастую становится основным препятствием: далеко не каждый желающий приходит с таким багажом за плечами. А тот, кто им владеет, сельскую местность старается объезжать стороной: манят огни больших и малых городов. В управлении давно подметили: если раньше сельские жители были скромны в запросах, то сейчас их требования подтянулись к городским – теперь всем хочется иметь возможность и на других посмотреть, и себя показать.

Кто хочет попробовать вкус собственного хлеба, обращается в управление за субсидией и развивает личное дело. Что интересно, есть среди них и ребята после армии. Приходят с увесистым бизнес-планом и портфелем прожектов. Только чтобы рассчитывать на помощь, мало иметь складный слог и подвешенный язык. Должно быть соответствующее образование. Бывает и так, что его нет, а войти в сферу бизнеса уж очень хочется. Выход из ситуации: пройти переобучение – и можно рассчитывать на заветную сумму. Только с начала этого года уже выдали четыре субсидии – на выполнение строительных работ и грузоперевозки.

«Как не стать тунеядцем» — вовсе не риторический вопрос. Это один из популярных интернет-запросов, подсказка на который автоматически выскакивает уже на вводе третьего слова. И, соответственно, в помощь приходит, по крайней мере, десяток сайтов, бесплатно раздающих советы, как избежать зачисления в когорту социальных иждивенцев. Есть идеи вполне бредовые, которые к умным и дельным никак не отнесешь – например, уйти на пенсию, в монастырь, в армию, родить ребенка, ну а если со всем этим худо — вовсе сесть в тюрьму.

Но есть и более простой путь, который вошел в пятерку самых доступных и ненапряжных методов. Нет, не устроиться на работу, а стать ремесленником. Когда заплатил базовую в год — и спи, как говорится, спокойно. Причем можно даже не работать: как оказалось, ни одна из служб не проверяет факт ведения деятельности. Не нужно предъявлять работы, расходный материал или, к примеру, подтверждать владение мастерством. Кассового аппарата нет, постоянного места как торговли, так и работы не требуется – все взятки гладки. Не потому ли стали активно пополняться их ряды? Например, в июне 2016-го в Кореличском районе было 64 ремесленника, а 31 декабря прошлого – уже 91. Сегодня их 108.

Более шустрые из них ремесленничество используют в качестве идеального прикрытия другой деятельности — перепродажи вещей, с виду смахивающих на ручной труд. Только приобретены они на сайтах групповых закупок или крупнейших китайских торговых площадках. Причем наценка зачастую дико нечеловеческая – иногда в 5—6 раз превосходит первоначальную стоимость. Что удивительно: покупают же люди — благо в общественном сознании уже выработали рефлекс, что ручное изделие не может стоить дешево. Но одно дело, когда безделушка появляется после упорных часов работы – это на самом деле вызывает уважение и восхищение, и совершенно другое, когда достаточно всего лишь пару кликов мыши. Конечно, нельзя обвинять человека, который смог продать товар в разы дороже: почему бы не повысить свое благосостояние за счет тех, кто не знает реальную стоимость вещей. Но если заходит речь о перепродаже, при чем тут ремесленничество? Когда купленные работы продаются под видом собственной продукции – это уже больше на мошенничество смахивает.

— Не забывайте, что для многих ремесленничество стало вторым хлебом. И они совершенно справедливо обижаются, когда ставят под сомнение их труд, пытаясь сравнивать с социальными иждивенцами, — спешит поправить меня Инна Богуш. – Но и вы верно подметили: такая проблема сегодня существует, и она касается всех нас. Потому что за всеми уследить тяжело. Для того чтобы бизнес стал более прозрачным и законным, мы и предлагаем субсидии на открытие своего дела. Лично я больше склоняюсь к тому, что проблема больше характерна для крупных городов, где, даже живя на одной лестничной клетке, люди не знают друг друга. Наш райцентр небольшой. Если не лично, то заочно мы со всеми знакомы и знаем, кто чем дышит. Обманывать в такой ситуации не с руки. Знаете, чувствуется личная ответственность каждого человека и перед собой, и перед соседом.

А что думают сами ремесленники? Каков их взгляд на проблему? Татьяна Купрас, жительница райцентра, соглашается с Инной Александровной – мол, в маленьком городке шила в мешке не утаишь. Хотя не раз видела свою сувенирную продукцию на выставочных стендах других «мастеров», которые выдавали ее работы за свои произведения искусства. Как правило, эти ремесленники не из числа местных жителей, поэтому и позволяют себе долю обмана и существенную накрутку в цене.

Татьяна керамикой занимается уже давно, ее сувениры представлены на различных ярмарках районного и республиканского уровня. Нередко ее можно встретить и возле Мирского замка. Она же и рассказала нам о маленьких секретах, благодаря которым можно отличить ручную работу от изделий массового производства, и подсказала, как не попасться на уловки мошенников:

— Если изделие идеально ровное и без малейшего изъяна, особенно если речь о сувенирной продукции, это уже должно насторожить. Когда работаешь руками, абсолютного совершенства сложно достичь: то дно окажется немножко искривленным, то край будет с зазубринками, то ямочка где-то останется, а то и вовсе можно увидеть рисунок отпечатка пальца. Обратите внимание и на ассортимент изделий: если у одного мастера представлены и соломка, и бисероплетение, и керамика, и дерево, скорее всего, вас пытаются ввести в заблуждение. Как правило, настоящий ремесленник занимается чем-то одним, не распыляя все свободное время на другие виды деятельности.


Ольга Хиневич, еще один ремесленник из Кореличей, с перепродажей своих работ пока не сталкивалась. Хотя уже давно изготавливает различные украшения для волос – детские бантики, заколочки и обручи. Ручную работу от фабричной, особенно привезенной из Китая, для нее отличить не составит труда: совершенно разное качество используемого материала, швы выглядят по-другому, да и фурнитура, купленная в Беларуси, отличается от импортной. Доход у нее пока небольшой. Но и базовая в год – сумма тоже не разорительная. Сейчас вот после введения Указа № 337 решила дополнительно заняться ремонтом и перешивом одежды. Сама технолог швейного производства – грех, говорит, образованием не воспользоваться, когда созданы такие льготные условия.

Указ Президента многих подтолкнул к развитию, заметила главный государственный налоговый инспектор управления по работе с плательщиками по Кореличскому району инспекции МНС по Новогрудскому району Светлана Троцкая:

— Появились желающие заняться выпечкой тортов, ремонтом, перетяжкой и сборкой мебели, распиловкой и колкой дров, погрузо-разгрузочными, штукатурными, малярными и строительными работами. Почему бы и нет – регистрация ИП уже необязательна, а работать можно по заявительному принципу, оплатив установленную законом пошлину, размер которой зависит от вида деятельности.

Всего в Кореличском районе 315 индивидуальных предпринимателей. Из года в год их количество примерно одинаковое: кто-то приходит, кто-то, продержавшись год-два, уходит. Зачастую именно молодежь сходит с дистанции. Ребята бездумно открывают бизнес, не оценив свои силы и не просчитав экономику. Выдержат ли ремесленники натиск со стороны перекупщиков? Только время покажет, если раньше закон не рассудит.

syritskaya@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter