Как покупали иномарки в СССР

Шик на колесах

55 лет назад в Советском Союзе начался серийный выпуск автомобиля “Запорожец”. Несмотря на все огрехи и смешной вид, он быстро стал всенародным любимцем. При этом мало кто обращал внимание на то, что внешне машина напоминала популярный в середине прошлого века итальянский FIAT-600. А чуть позже одна из моделей этого зарубежного автоконцерна стала прототипом и первых “Жигулей”. Однако советская промышленность изначально была “заточена” на оборонку, поэтому наше автомобилестроение системно проигрывало зарубежным брендам и постоянно находилось в роли догоняющего. Тем большее любопытство у советских граждан вызывало появление иномарок на улицах наших городов.


Появление иномарки на улицах всегда вызывало ажиотаж. Машину непременно обступала толпа любопытных.

Обладателями экзотического для страны товара долгое время были ограниченные категории населения: политики, дипломаты, актеры, музыканты, спортсмены. Но одним из первых, кто начал пользоваться в СССР иностранным автомобилем, был... Владимир Ленин. Французский “Роллс-Ройс” достался ему из гаража императора Николая Второго. Со временем, когда здоровье Ильича сильно ослабло и он все время находился в подмосковных Горках, задние колеса у “француза” заменили на гусеницы. Это позволяло ему свободно ездить по заснеженным дорогам.

Первым же владельцем иномарки считается поэт Владимир Маяковский, привезший в конце 1920-х годов из Парижа “Рено” для своей возлюбленной. По тем временам это была неслыханная дерзость и непочтение к заветам советской власти, борющейся против мещанства. Упреки завистников и сплетников Маяковский парировал стихами:

— Не избежать мне сплетни дрянной, 

Ну что ж, простите, пожалуйста, 

Что я из Парижа привез “Рено”,

А не духи и не галстук. 

Оперные дивы, балерины, музыканты, как правило, покупали иномарки во время зарубежных гастролей на честно заработанную валюту с разрешения Министерства культуры. Достоверно известно, что единственный “Меркьюри-Монтеррей”, автолегенда, да еще и с “автоматом”, в СССР появился благодаря знаменитой балерине Галине Улановой, которая привезла его из США в 1958 году. Немало заграничных авто приобреталось в специальных комиссионных магазинах. Так иномарками обзавелись актер Андрей Миронов и космонавт Алексей Леонов. Нередко дорогая машина преподносилась в качестве подарка. Юрий Гагарин, например, получил в дар от французского автопроизводителя спорткар Matra Bonnet. 

В Минске первые такие машины (собиравшие толпы зевак) были у Виктора Вуячича и Анатолия Кашепарова из “Песняров”. Выделялся своим “Опель-Сенатор” чемпион по боксу Дмитрий Тихомолов.

Несколько иномарок сменил Владимир Высоцкий. В его коллекции были по два “Мерседеса” и “БМВ”, а также “Рено”. Артиста нередко критиковали за эту страсть, но в силу народной любви ему многое позволялось. Далеко не все пользовались такой свободой. Те, кто символизировал советский образ жизни, не могли приобрести заграничное авто. В их число попала и певица Людмила Зыкина. Говорят, что однажды знаменитый скрипач Леонид Коган прокатил Людмилу Георгиевну на своем новеньком “Пежо”, и певица загорелась купить себе такой же. Чтобы избавиться от таможенной пошлины, Зыкина обратилась к министру культуры Екатерине Фурцевой за разрешением, но та ответила отказом. Дескать, советская певица должна ездить на советской машине, а на “Пежо” пусть разъезжают девицы легкого поведения. И лучшая исполнительница песни “Течет река Волга” всю свою жизнь проездила за рулем “Волги”. 

Среди советских политиков особой любовью к иностранным авто отличался Леонид Ильич Брежнев. В его автопарке насчитывалось 68 машин. Одной из жемчужин собрания генсека был необычный 4-дверный спортивный седан Maserati Quattroporte первого поколения, подаренный ему в 1968 году руководством итальянской компартии. А в качестве самого редкого экспоната запомнили 6-дверный лимузин от компании “Мерседес” — подарок от канцлера ФРГ. Их было изготовлено всего два. Один достался Брежневу, а второй — императору Японии. 



Иномарки в СССР имели разное происхождение. К примеру, на трофейных машинах разъезжали маршал Жуков и композитор Богословский. Причем последний приобрел свой кабриолет Steyr только по спецразрешению зампреда Совета Министров Молотова


В  Минске первые авто заграничного производства появились еще до войны. Известно, что в 1939 году правительство БССР подарило народным поэтам Янке Купале и Якубу Коласу по “Шевроле де Люкс”. Автомобиль Купалы неплохо сохранился и сегодня его можно увидеть в музее классика. После войны Минск наводнили трофейные немецкие “мерседесы” и “хорьхи”, но они протянули недолго. Затем долгое время по нашим дорогам колесила техника советского производства. Даже партийная верхушка ездила на “Волгах” и “Чайках”. Иномарки появлялись по несколько штук в год, и привозили их те, кто выезжал за границу — водители “Совтрансавто” и дипломаты. Естественно, в коридорах власти такая предприимчивость не поощрялась. Бывший командир батальона ДПС ГАИ Минска Константин Андрончик рассказывал, как его друг-дальнобойщик привез себе из Германии “Фольксваген” и потерял из-за этого работу. А вдобавок едва не лишился партбилета.

История сохранила имя и первого в Беларуси владельца шестисотого “мерса”. Им стал некто Василий Стасюк, который за свою жизнь раз десять привлекался к уголовной ответственности за мошенничество, контрабанду валюты, хищения и еще много за что. Некогда минские официанты прозвали этого человека Васей-Стольником за его привычку давать “на чай” сто рублей. И это в то время, когда зарплата в 300 советских рублей считалась в Минске вполне приличной. А вот в криминальных кругах у Стасюка была другая кличка — Вася-Мерседес (за его чрезмерную любовь к автомобилям этой марки). Известно, что шестисотый навороченный “Мерседес” обошелся Стасюку в 100 тысяч долларов, но за него он должен был доплатить еще 60 тысяч немецких марок, чего так и не сделал. Позже, в 1994 году, уже в качестве обвиняемого, Стасюк пояснил, что немецкий концерн поставил ему модель, “не соответствующую договоренности, а серийную, потому он решил больше доплат по ней не вносить”. Но и заплаченные им за шестисотый доллары, как выяснилось, были чужими. Один из якутских лесхозов через посредническую фирму перевел эти деньги на счет компании Стасюка для закупки товаров народного потребления. Но вместо ТНП якутские лесорубы получили кукиш с маслом, а Василий Филиппович — импозантный “Мерседес”.

В большом количестве всевозможную “автоэкзотику” в СССР везли моряки. Они сильно рисковали, так как за рейс разрешалось провезти только один автомобиль, а везли, по понятным причинам, и по два, и по три экземпляра. Зато в портовых городах — Риге, Одессе, Калининграде, Мурманске, Владивостоке — недостатка в заграничной технике не было. В 1980-е желающих купить иномарку становилось все больше, а вот законно приобрести ее было все так же сложно. В итоге угрожающих масштабов достиг черный рынок продаж. Во время “андроповских” чисток за подпольную торговлю “мерседесами”, “вольво” и “кадиллаками” наказание понесли десятки человек. В этом деле засветилось имя бывшего министра МВД СССР Николая Щелокова, у которого были обнаружены три “Мерседеса” и один “БМВ”. С началом перестройки хватка правоохранительных органов ослабла, что открыло путь к массовому завозу зарубежного автотранспорта. Власти не могли закрывать глаза на незаконный импорт, но и препятствовать этому было уже невозможно.


Что сегодня собирают в нашей стране

Первая попытка организовать в стране сборочное производство легковых автомобилей была предпринята в 1996 году холдинговой компанией “Пуше”, генеральным импортером чешского концерна “Шкода”. Но все планы так и остались на бумаге. Потом столь же безуспешно пытались выпускать “Форды”, “Люблины” и “Саманды”. Несколько лет назад в Борисове начали сборку китайских автомобилей Geely, и этот проект стал более удачным. Сейчас под Борисовом строится завод с перспективой производства 120 тысяч машин в год. Кроме того, в 10 километрах от Минска работает белорусско-британское совместное предприятие “ЮНИСОН”, где собирают модели сразу нескольких марок, в том числе Citroёn, Peugeot, Chevrolet, Opel.


Какие авто чаще покупают белорусы

Топ-10 марок (январь — май 2015 г.)

   Марка      Продажи      Динамика      Доля на рынке   
Renault3348+129,6% 14,9%
Hyundai2862+349,3% 12,8%
Volkswagen2720 +68,3%12,1%
Nissan2556+270,4% 11,4%
Kia1989+64,0% 8,9%
Lada 1363+69,7% 6,1%
Skoda889 +31,7% 4,0%
Toyota889 +27,0%4,0%
Mazda591 +97,7% 2,6%
Chevrolet 446 -14,1% 2,0%

Источник: аналитическое агентство “Автостат”


konon@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter