Источник: Знамя юности
Знамя юности

Как корреспондент «Знаменки» училась передвигать предметы силой мысли

Шевелите извилинами

Если бы кто-нибудь решил составить рейтинг самых необычных секций, то кружок по нейропилотированию, который уже третий год работает при Минском государственном дворце детей и молодежи, наверняка, возглавил бы список. Шутка ли – передвигать предметы силой мысли. Но, как оказалось, это вполне реально и абсолютно научно.

Прищепка – на ухо, датчики – на виски 

29-летний Роман Гудзь, руководитель кружка и заведующий лабораторией технологий и инженерии, встречает на пороге кабинета с коробкой в руках. В ней – набор-минимум начинаю­щего «нейропилота»: специальный шлем и сферолет – легкий пластиковый шар, оснащенный винтами и датчиками. Стоит такой комплект не­дешево – от 500 у. е. за самый примитивный. 

Роман Гудзь

Рассказывать о нейропилотировании – это все равно что танцевать об архитектуре, поэтому начинаем с практики. Роман помогает мне облачиться в шлем – так, чтобы два датчика лежали на висках, а третий упирался аккурат в середину лба, – и цепляет на мочку уха специальную прищепку. 

– Датчики считывают импульсы с коры головного мозга и анализируют его реакции. Чтобы сдвинуть сферолет с места, нужно напрячь извилины. Ну или, наоборот, расслабить – в зависимости от того, какой режим мы выбрали. С помощью программы на планшете можно корректировать направление полета и скорость винтов. Но нет такой кнопки, которая могла бы поднять шар в воздух, – это можно сделать только силой мысли. 

Пытаясь сконцентрироваться, выбираю случайную страницу в своем блокноте и начинаю читать ее вслух. Но сферолет, призывно подмигнув голубым огоньком, мол, к работе готов, даже не думает двигаться с места.

– А вы попробуйте решать в уме примеры, – советует Роман.

– 3 плюс 1 минус 2, плюс 4, – судорожно шевелю извилинами я, и пластиковый шар с жужжанием май­ского жука поднимается в воздух, но, не продержавшись и секунды, падает на пол. 

– Да, поднять сферолет с места – это только полдела, удержать его в воздухе куда сложнее, – комменти­рует мою неудачу руководитель кружка. – Интересно, что детям это дается гораздо легче: в голове у взрослых слишком много посторонних мыслей, которые мешают сконцентриро­ваться. Причем чем младше ребенок, тем лучше у него получается.

Лети, сферолет, лети

Меняем программу на планшете – теперь сферолет поднимется в воздух, если я расслаблюсь.

– Представьте, что вы сидите в своем любимом кресле, вам спокойно и удобно и никто не звонит из редакции… – вводит в транс Роман.

И это срабатывает: шар поднимается в воздух и зависает под потолком. И хотя он все равно вскоре падает, эти три секунды свободного парения заставляют меня ликовать.

– Невозможно ответить, что сложнее – расслабиться или сосредоточиться, – разводит руками преподаватель. – У всех по-разному. Например, двоечникам, которые по жизни не привыкли напрягаться, легче ни о чем не думать. Но если после нескольких тренировок сконцентрироваться получается у всех, то есть ребята, которым не удается расслабиться, как бы они ни старались.

Сейчас в кружке «Нейропилотирование» занимаются три десятка школьников от восьми до 15 лет, причем не только парни, рассказывает об учениках молодой преподаватель:

– Это не просто развлечение. Такие занятия учат внимательности, усидчивости, умению управлять эмоциями. Вообще, нейропилотирование – очень перспективная сфера. Например, в США недавно разработали шлем, с помощью которого можно управлять домашней бытовой техникой. Кто знает, возможно, через пару лет они появятся в каждой квартире. 

krupenk@sb.by,

фото Артура ПРУПАСА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter