Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Дома на кухне почти все сделал сам». Парень из Кадинской школы выиграл республиканскую олимпиаду по труду

«Дома на кухне почти все сделал сам»

Алексей Кобзаренко из Могилевского района выиграл республиканскую олимпиаду по техническому труду. Парень не только принес своей школе первую победу по этому профилю и заработал солидную сумму, чтобы приблизить мечту о собственном автомобиле, но и решил вопрос с дальнейшей учебой. Алексей может считать себя студентом, ведь победа дает ему право поступить в вуз без экзамена. Школьник выбрал строительный факультет Белорусско-Российского университета.

Труд – любимый школьный предмет Леши

Слесарная мастерская Кадинской средней школы, где учится более 430 ребят, очень уютная. В распоряжении юных сельчан – весь необходимый инструментарий. К слову, токарные станки по металлу и дереву, полученные больше 30 лет назад, сохранились в отличном состоянии. А вскоре по республиканской программе оснащения мастерских в школу поставят новое оборудование – более безопасное и экономичное.

Леша вспоминает, как пятиклассником пришел на труды:

– Моя старшая сестра брала золото и серебро рес­публиканской олимпиады, только у нее был не технический, а обслуживающий труд. Многие шутят, что я продолжаю дело Лизы, но скажу честно, на мой выбор успехи сестры никак не повлияли, ведь она окончила школу десять лет назад. Просто на уроке труда процесс меня так увлек, что я решил развиваться в этом направлении. Большую роль сыграл учитель, который интересно и понятно объяснял. Сначала выжигал, лобзиком фанеру пилил, сейчас работаю со многими материалами, изделиями разных размеров. Например, дома на кухне почти всё – скалку, разделочную доску, стулья – сделал сам.

При подготовке к олимпиаде школьник мастерил макеты танков, обелисков и самолетов

Предлагаем Леше что-нибудь смастерить. Школьник, вооружившись карандашом, линейкой, рубанком, ножовкой и стамеской, принимается за работу:

– Этот чертеж я знаю, поэтому дело пойдет быстро. А на олимпиаде по техническому труду видим чертеж впервые. За четыре часа нужно по схеме создать изделие, перенеся все указанные размеры на материал. Погрешность полмиллиметра на дерево и две десятых миллиметра на металл. После этого предстоит украсить работу – что-нибудь вырезать, выжечь. Второй этап – теоретический – длится три часа. За это время нужно решить тест и задачки по физике, математике или непосредственно по трудам. Завершает испытания творческое задание – начертить механизм и сделать к нему технологическую карту.

В прошлом году Алексей тоже представлял свою школу на республике. До призовой тройки ему не хватило буквально полбалла. Неудача не заставила опустить руки, а, наоборот, подстегнула работать усерднее.

Пока 11-классник корпит над деревом, беседуем с его наставником. Учитель Виктор Алесич работает в школе уже 40 лет:

Виктор Алесич гордится учеником

– К счастью, у нас много рукастых пацанов. В одном только 11-м классе учится 16 ребят – толковые, способные. Но Алексей выделяется целеустремленностью, внимательностью и желанием трудиться, поэтому и выбрал его для участия в олимпиаде. Он понимал, что остался последний шанс взять диплом. Также большой мотивацией стало нежелание подвести меня и школу. После уроков парень оставался до семи вечера, тренировался, готовился. В год 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков мы ожидали задания на эту тематику, создавали танки и обелиски. Не угадали, но подготовительная работа даром не пропала. Также при подготовке к олимпиаде Алексей проштудировал много теоретических материалов, углубил знания по физике и математике.

Во время соревнований Виктор Адамович очень переживал за ученика:

– Пока Леша решал задания на олимпиаде, я шил на швейной машинке, чтобы успокоиться, отвлечься. И даже когда мне сообщили результаты, не сразу поверил. Попросил: «Как получишь диплом, сфотографируй и пришли, пожалуйста!»

Единственное, что меня могло остановить – неумение рассчитать время. Семь раз отмерь – точно про меня. Скрупулезно все делаю, долго размечаю, чтобы не ошибиться с размером, и часто опаздываю. В этот раз сконцентрировался и покорил время. Зато такая дотошность помогла добиться высокой точности, отсюда и высокий балл – 92,25 из 100, – улыбается Алексей и показывает созданный за время интервью миниатюрный мольберт.

Подставка для книг, сделанная во время интервью

Его можно использовать как подставку под книгу или телефон. Получилось отлично!

Уроки труда точно пригодятся в жизни, ведь парни – это будущие мужья, отцы, – рассуждает Виктор Алесич. – Всегда говорю им, что мужик должен хотя бы уметь лампочку поменять. Среди моих выпускников есть инженеры газовой службы, предприниматели, строители. Не исключено, что и для нынешних школьников занятия станут шагом в будущую профессию.

СКАЗАНО

Надежда Артеменко, директор Кадинской средней школы:

– У нас всегда много медалистов и отличников, но этот год – золотой. Хорошо себя зарекомендовал педагогический класс. Выпускаем шесть медалистов, троих призеров областного этапа предметных олимпиад. Два учащихся вышли на республику,  Алексей Кобзаренко стал лучшим. Когда отправляли его на финал и желали удачи, он сказал: «Я иду только за победой». Это прозвучало настолько по-взрослому, уверенно, убедительно, что сомнений в правдивости слов даже не возникло. Алексей очень активный, участвует в движении юных спасателей-пожарных, выступает на различных спортивных соревнованиях.


КСТАТИ

Алексей Кобзаренко набрал самый высокий балл среди учащихся сельских школ и стал обладателем специального приза Министерства образования.






soloveva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter