Шчодры вечар

Календарь и традиции

13 января — старый Новый год


Новый год — начало нового времени. С давних времен наши предки считали его удивительным, когда все живое, как и на Рождество, и на Купалье, может говорить, понимать человека и помогать ему. Канун Нового года у нас назывался «шчадрацом» или «шчадрухай». Название пошло от кутьи, которая уже не была постной, как перед Рождеством, а щедро приправлялась маслом или «сухенькiмi дробнымi» шкварочками. И стол на Новый год по–настоящему «шчодры», потому что тут уже идет в ход своеобразная магия: чего в праздник нет на столе — того не будет в доме целый год. Как и у многих европейских народов, у белорусов первый день, проведенный «належным чынам» и в достатке, обещал и такой же год. Так что старались вовсю.


Ни в один вечер, как в «шчадрэц», свидетельствуют старинные материалы, не бывает «столькi варожбаў i прыкметаў». Так, кто первым встанет и принесет из колодца воды, тот будет весь год здоровым и бодрым. Сам хозяин рано поутру обсыпает зерном свое подворье — на добрый урожай (в некоторых местах это делали «хлопчыкi», которые сами по себе символизировали начало, молодость, продолжение жизни).


Чтобы лучше роились пчелы и был большой урожай меда, скатывали несколько свечей и вечером зажигали их. Объезжали молодых лошадей, чтобы те были послушными целый год. Обвязывали перевяслами плодовые деревья, чтобы уродило столько груш, яблок и слив, сколько зернышек в снопе. Хозяйки сматывали в клубки нитки, чтобы круглыми и крепкими удались бульба и капуста. Мужчины обувались, сидя на печи, что должно было обеспечить добрый приплод домашних животных. Хотя в доме все уже тщательно убрано, выметенный утром мусор выносили за деревню — тогда на полях не будет сорняков.


С вечера нарезали хлеб на утро, чтобы не поранить в новом году руки. Во время торжественного ужина старались не ронять крошки хлеба на пол, иначе не будет достатка. Пчеловоды тщательно зашивали все крохотные дырочки в одежде — эта процедура обещала обилие меда в наступающем году.


Что еще интересно, вечер накануне Нового года — это вечер краж. Каждый старается незаметно украсть что–то у знакомых, соседей, родичей. На следующий день все возвращается хозяевам: никто не в обиде и, более того, хозяин должен отблагодарить вора «чаркай i пачастункам». Такое обрядовое «выкраданне» якобы обеспечивало защиту от настоящих воров или же их скорую поимку и возвращение имущества владельцам.


Но если люди «сталага ўзросту» беспокоились о будущем урожае и благополучии, то девушек при любой погоде интересовало только одно: «з кiм век векавацi». Ответ искали во всем. Из холщового мешочка с орехами брали горсть: четное число орехов точно обещало замужество. То же самое и со спичками, рассыпанными на столе. В большую посудину с водой клали свои перстеньки, сережки, заколки, бусы. Затем замужняя и обязательно счастливая в браке женщина по очереди доставала их, тем самым предсказывая очередность свадеб. С закрытыми глазами надо войти в комнату, и если первый схваченный предмет будет гладким, то достатка в замужней жизни не жди. А еще кормят петуха: если тот клюет охотно — значит, будущий муж окажется работящим. Бывает, что петух чаще подходит к миске с водой — тогда наверняка придется горевать с мужем–пьяницей. Взяв камень, недалеко бросают его. Много брызг или шума? Нрав у будущего мужа будет отнюдь не кротким.


Сон в руку


Ходить по снегу — к празднику и застолью.


Град обещает неприятность или того хуже — слезы.


Видеть во сне любимого — к скорой встрече с ним. Гостей — к расходам. Солнце — к достатку, хорошей жизни в любви. Солнце и воду одновременно — к свадьбе и счастливой жизни в будущем. Орехи — к печали.


Украшенная колядная елка — к радости. Дерево без листвы — к обману. Бусы–«каралi» — к слезам или небольшой травме руки.


Петух одновременно обещает как встречу с человеком, который скоро станет мужем, так и ссору чуть ли не до драки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter