“Щит земли” нуждается в защите

В начале этой недели у мировой общественности был повод запрокинуть голову вверх — 16 сентября отмечался Международный день охраны озонового слоя

В начале этой недели у мировой общественности был повод запрокинуть голову вверх — 16 сентября отмечался Международный день охраны озонового слоя

Озоновый слой неспроста называют “щитом земли” — он является основным регулятором биологически активного ультрафиолетового солнечного излучения. Истощение озонового слоя планеты и последующее повышение ультрафиолетового излучения ведут к снижению качества атмосферного воздуха, ослаблению иммунной системы организма, резкому увеличению глазных и раковых заболеваний, угнетению роста растений, негативному воздействию на водные организмы, повышению окислительной способности атмосферы, коррозии и разрушению некоторых видов материалов.

И это еще не все негативные последствия. Проблема защиты населения от повышенных доз ультрафиолетового излучения особенно актуальна для Беларуси, наиболее пострадавшей от радиационного загрязнения обширных территорий в результате чернобыльской аварии.

Согласно оценке Всемирной метеорологической организации, снижение содержания озона в атмосфере в глобальных масштабах значительно замедлилось в середине 1990-х годов и практически остановилось после 2000 года. В настоящее время общее содержание озона в атмосфере высоких и средних широт на 2,5—3,5 процента ниже уровня 1980-х годов.

— По данным наблюдений, в прошлом году годовой ход общего содержания озона над территорией Беларуси был близок к многолетнему среднему в отличие от 2011 года, когда отсутствовал характерный весенний максимум из-за значительных “химических” потерь озона в арктической стратосфере весной, — сообщил ведущий научный сотрудник Национального научно-исследовательского центра мониторинга озоносферы БГУ Александр Красовский. — В 2012 году над территорией Беларуси в течение почти всего года наблюдался небольшой дефицит озона, в то время как на других долготах в средних и высоких широтах, напротив, фиксировался избыток общего содержания озона. Среднемесячные значения общего содержания озона над территорией Беларуси были на 2—6 процентов ниже многолетних средних среднемесячных значений.

Осознавая важность защиты озонового слоя для сохранения жизни на земле, Республика Беларусь одной из первых подписала Венскую Конвенцию об охране озонового слоя (ратифицирована 20 июня 1986 года) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (ратифицирован 31 октября 1988 года), взяв на себя строгие обязательства по сокращению и прекращению потребления озоноразрушающих веществ.

— Наша страна обеспечивает выполнение всех принятых обязательств в полном объеме, — подчеркнул начальник отдела регулирования воздействия на атмосферный воздух и озоновый слой Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Пилипчук. — Закон Республики Беларусь “Об охране озонового слоя” вступил в силу в 2001 году, причем наша страна первой на постсоветском пространстве приняла такой закон. Но жизнь не стоит на месте, и в нынешнем году подготовлена новая редакция закона, который позволит обеспечить более эффективное регулирование отношений, связанных с использованием озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.

В Беларуси с 1997 года осуществляется лицензирование импорта-экспорта озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, а также деятельности, связанной с использованием таких веществ. Сейчас детально прорабатывается система контроля и учета перемещения озоноразрушающих веществ в пределах Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России.

Кроме того, в 2013 году разработана и утверждена Стратегия Республики Беларусь по постепенному выводу из обращения гидрохлорфтор-углеродов (ГХФУ) — одних из самых вредных озоноразрушающих веществ.

К сожалению, одновременно исключить из использования все оборудование, содержащее озоноразрушающие вещества, нельзя. Как пояснил Андрей Пилипчук, в этом случае все действующие в стране системы пожаротушения, компрессорные станции и большое количество других объектов попросту перестали бы функционировать, а значительная часть промышленности остановилась бы. Поэтому отказ от использования ГХФУ — сложный процесс, требующий времени, которого, кстати, остается не так уж и много: страны с развитой и переходной экономикой, в том числе Беларусь, должны полностью прекратить использование ГХФУ к 2020 году.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter