Следует ли считать распространение провокационных фотоподделок без согласия модели сексуальным преступлением

Шалости искусственного интеллекта

Распространение провокационных фотоподделок без согласия модели предлагают признать сексуальным преступлением

Борьба за неприкосновенность личной жизни принимает новый оборот. Речь идет уже не о запрете на распространение пикантных фотографий и видео без согласия задействованного в них лица — в Англии требуют запретить сайты и приложения, раздевающие людей на фотографиях с помощью искусственного интеллекта. И признать распространение подобных снимков сексуальным преступлением. А все из-за стремительно набирающего популярность сайта DeepSukebe, как раз и специализирующегося на этом процессе. Редакционные спорщики призадумались о том, кого назначить крайним в распространении реальных или искусственно созданных изображений эротически-провокационного характера. Создателей сайтов и приложений? Соцсети, допускающие публикацию фотографий неоднозначного содержания? Не блещущих умом граждан, мстящих своим бывшим или просто решивших побаловаться? Или, может, не надо уж чрезмерно придираться к эротическим фантазерам и любителям пошутить? Аргументы спорщиков, как водится, внимательно выслушал неподкупный рефери и вынес свой вердикт.

Проверка на чувство юмора

«Кто глуп, тот от дури не спрячется, и тот, кто не в шутку дурак, дурнее того, кто дурачится»
(Роберт Бернс, шотландский поэт).

Кое-кто сразу же обрушит на меня шквал критики, но все же скажу: ничего страшного в появлении сайтов и приложений, раздевающих людей на фотографиях, я не вижу. Более того, Вика, я бы очень удивился, если бы их вовсе не существовало. Замена лиц, смена пола, прически, макияж, коррекция фигуры, эффекты и маски на фото и видео — все это уже давно имеется в распоряжении интернет-шутников. Как и многочисленные программы по корректировке фигуры и лица — для тех, кто хочет идеально выглядеть на снимках. Обнаженка просто должна была появиться! Но вот ведь оказия какая: компьютерное обнажение человека имеет мало общего с реальностью. То есть вроде одежды нет, но то, что мы видим, — лишь результат фантазии бездушной компьютерной программы. Каждый, кто знаком с современными технологиями, прекрасно знает о существующем положении дел и лишь усмехнется, увидев подобный компромат. Так нужно ли обращать внимание на компьютерно-эротические эксперименты, если они делаются не с целью распространения провокационных снимков?

К приложениям-корректорам могут быть вопросы, только если их самих используют некорректно. Увы, есть такое. В интернете подобные сервисы зачастую позиционируются как «раздень своих друзей». Вот уж радость для подростков и недалекого ума взрослых! Но тут, Вика, к счастью, на пути любителей поделиться фальшивой клубничкой встают соцсети. Они неоднозначно относятся к фото- и видеоизображениям обнаженных тел. У каждой платформы свое мнение по поводу того, за что необходимо банить пользователей. К примеру, Instagram и Facebook негативно воспринимают любой вид обнаженки. Они удаляют весь подозрительный контент с намеком на эротику, а за совсем уж откровенные снимки их распространителей отправляют в бан без раздумий. На YouTube запрещено делиться видеороликами и оставлять комментарии с материалами сексуального характера. Twitter борется с размещением чужих интимных фотографий без соответствующего согласия, а также с изображениями обнаженного тела, присланными без запроса. Впрочем, шансы обнародовать сформированное искусственным интеллектом ню все же есть. К примеру, «ВКонтакте» и «Одноклассниках» пока весьма лояльны к эротике… Но в любом случае в соцсетях и без того хватает фотожаб разного калибра и направленности — кто будет обращать внимание еще на одну? Все привыкли к тому, что подшутить над человеком, пусть и весьма жестко, могут в любой момент.

Если бы я увидел отредактированное эротическим образом собственное фото в соцсети, то посмеялся бы и забыл. Те, кто меня хорошо знает, сразу просекут, что это фальшивка, сам же я не охотник делиться пикантными снимками с окружающими. Мнение же прочих людей абсолютно не волнует. К тому же я не публичная персона, а посему, к счастью, лишен пристального внимания широкой аудитории. Ну увидит кто-то — да и забудет сразу. А вот некоторым второ- и третьесортным знаменитостям, нуждающимся в пиаре, подобные фотографии на руку: лишний раз кто-то вспомнит, обсудит. К тому же селебрити порой сами обнародуют такие снимки, что мама не горюй, и специальных программ для дальнейшей обработки не нужно.

А вот к чему точно негативно отношусь, так это к целенаправленной травле людей. Порноместь — так называют размещение в интернете интимных фотографий и видео без согласия задействованного в них лица. Чаще всего такие файлы обнародуют, чтобы отомстить бывшим возлюбленным или супругам. И тут, на мой взгляд, не так уж важно, подлинный это снимок/ролик или отредактированная подделка. К счастью, в Беларуси научились находить тех, кто таким образом вторгается в личную жизнь другого человека, и наказание за фото или видео в соцсетях у нас не такая уж и редкость. А вот удастся ли британскому парламенту протащить запрет на сайты и приложения, обнажающие людей на фотографиях, — большой вопрос. Потому что страшно не само приложение, а то, как его используют.

nesterov@sb.by

Легко быть добреньким за чужой счет

«Я целиком за свободу самовыражения при условии, что она будет под строгим контролем»
(Алан Беннет, британский сценарист).

Действительно, в спорах на такую щепетильную тему, как личная жизнь, я всегда предлагаю оппоненту поставить себя на место того человека, по отношению к которому совершается деяние сомнительного свойства. Раздевают ли тебя в интернете, распространяют ли там же о тебе ложь и клевету, публикуют ли твои частные разговоры, пририсовывают ли тебе усики Гитлера — всякая кажущаяся мелочь может разрушить карьеру и жизнь конкретного человека. Возможно, если бы ты увидел собственное отредактированное эротическое фото в соцсети, порадовался бы новым программным возможностям фотошопа. Но, на мой взгляд, отношение к фейкам у тебя все-таки легкомысленное: допустим, маме или старым знакомым быстро докажешь, что в голой фотосессии не участвовал, а вот объясниться с работодателем, почему в интернете гуляет твоя обнаженка, будет уже сложнее. Какие-то защитные механизмы от посягательств на личное пространство просто необходимы, причем не только тем, кто 24/7 находится под пристальным общественным вниманием.

Из последнего, что меня взбудоражило: тренер на Олимпиаде нянькается с подопечной легкоатлеткой, успокаивает ее, как ему кажется, помогает в тяжелой жизненной ситуации с нервишками справиться, про Бородино ей рассказывает, о подвигах Кутузова и нравственных ориентирах говорит. Она делает вид, что слушает, в это время записывает тайком конфиденциальный разговор, чтобы потом выложить в сеть и использовать звуковой файл в своих интересах. Этично ли поступает спортсменка, на твой взгляд? Или она еще маленькая и балуется, не ведает, что творит? Хотелось бы тебе принять подобный удар от человека, которому доверял, вкладывал в него душу, силы и время?

Понимаю, в информационной войне любые средства хороши, все этические нормы стерты и барьеры давно разрушены, идеологические оппоненты не брезгуют ничем. Но мы-то с тобой люди цивилизованные, значит, должны хотя бы пытаться остановить нескончаемый поток сливов и фейков, который ежедневно выплескивается на наши головы, иначе мы все рискуем просто погибнуть в этой сетевой бойне без правил. Самая действенная мера противостояния тем, кто пытается разрушить твою жизнь, — это административная или уголовная ответственность. С чем ты не согласен, я не понимаю? За агрессивное вторжение на личную территорию без твоего ведома — штраф или тюрьма, тут уж как суд постановит, оценит потери пострадавшего, в том числе репутационные.

Не вижу ни одной причины, почему человек должен заниматься всяким непотребством в соцсетях. Понимаешь, пририсовывать новый торс неприятелю — это не жизненная необходимость, без этого можно прожить. Без питьевой воды — нельзя, а без художеств провокационных — ничего, как-то люди справлялись, выживали в эпоху естественного интеллекта. Искусственно культивировать отсутствие мозгов у пользователей сайтов с «раздеванием» — вот, по-моему, настоящая жестокость. Поэтому, Саша, бросай растекаться в толерантных формулировках. Тебе только кажется, что в данном конкретном случае ты выступаешь адвокатом неких анонимных страниц с безличным програм­мным обеспечением. Твоя святая вера в праведную модерацию в интернете и вовсе обескураживает. Напоминаю, за каждой соцсетью всегда стоит мощный рыночный игрок, контент он фильтрует исходя из своих финансовых интересов, а не следуя Христовым заповедям. Точно так же за любым сайтом стоят конкретные люди, они и должны нести ответственность за свой контент, как справедливо рассудил британский парламент. Желаю ему выиграть битву за здравый смысл. 

viki@sb.by

Брейк!

Несмотря на то что аргументы Саши вполне логичны, я с ним все-таки не соглашусь и победу ему не отдам. Мне ближе позиция Виктории: игры закончились, пора вспомнить, что такое ответственность. Детство интернета, когда в сети бесконтрольно плодилась и размножалась всяческая, в том числе зловредная, ерунда, стремительно завершилось. Нынешний подростковый возраст, конечно, тоже не подарок, но все-таки какие-то границы в цифровом мире, слава богу, потихоньку очерчиваются.

Почему я категорически не верю в модерацию провокационного контента соцсетями — потому что она откровенно иезуитская. Вспомним, сколько раз за последний год все мы жаловались в Facebook и Instagram на оскорбления и угрозы, получая в ответ издевательское: «Комментарий не нарушает нормы сообщества». Не сомневайтесь, так будет и с «веселыми картинками», при условии, что под прицелом окажутся люди, неугодные модераторам американской соцсети. К слову, кое-кто из наших коллег уже получил от бчб-борцунов свое изображение, оцифрованное подобным образом. Мы люди закаленные, посмеялись и забыли, а у человека менее привычного могут и нервы сдать. Поэтому лучше таким «инициативам» перекрывать кислород заранее, дабы не вводить в искушение ни дурака, ни психа. А то, знаете ли, сегодня виртуально разденут, а завтра пририсуют коллегу, тоже в неглиже, да супруге отошлют — а что, хорошая шутка! Вот тут и задумаешься, достаточно ли просто запретить такие игры. Может быть, следует заодно и статью соответствующую для рисовальщиков обозначить — ну, чтобы пострадавшим тоже в случае чего было смешно и весело. 

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter