26 июня – День работников прокуратуры. Знакомьтесь, Виктор Граш – шахматист и прокурор

Шахматная партия Виктора Граша

Есть занятия, которые используют не только, чтобы отвлечься от рутины, но и для развития своих способностей, в том числе умственных. Издревле люди использовали в этих целях шахматы. Но 5‑летний Витя, освоив принципы игры, видел в ней иное. Это — соревнование, главное — победа. Осознание того, что же дают шахматы тем, кто в них играет, кроме духа соперничества, пришло к нему позже. Особенно хорошо он это понимает сегодня: старший прокурор управления Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства Следственным комитетом Виктор Граш занимается аналитической работой. 

***

Семья Граш приехала в Бобруйск из Риги в 1999 году. Родители устроились на работу, а Виктор пошел в местную школу. Еще в Латвии парень научился играть в шахматы. Говорит, поединок, в котором он обыграл самую сильную шахматистку школы, навсегда остался у него в памяти: «Мы ходили на занятия по шахматам 3 раза в неделю, ездили на различные соревнования, был даже членом сборной Могилевской области. При этом я ставил перед собой конкретную задачу — добиться звания кандидата в мастера спорта по шахматам». 


Параллельно с получением спортивного звания Виктор готовился к централизованному тестированию. На факультет права БГЭУ поступил осознанно, хотя и не знал в тот момент, кем хочет работать по окончании учебы. Все решилось после третьего курса. «Я попал в прокуратуру Бобруйского района. Был на практике у следователя. В это время к нему поступило очень интересное дело, связанное с эксгумацией. Надо сказать, не каждый следователь в принципе за свою карьеру с таким сталкивается. Так что мне, студенту, очень повезло», — Виктор говорит, что история о том преступлении до сих пор передается среди местных следователей из уст в уста, хотя прошло уже больше 10 лет. В Бобруйске убили женщину. Судебно‑медицинские эксперты после вскрытия пришли к выводу, что она умерла от рваной раны на шее. Долго не могли установить подозреваемого. Но когда на него вышли, тот сразу дал признательные показания. Говорил, что нечаянно застрелил женщину. Хотя судебно‑медицинская экспертиза свидетельствовала, что причина смерти иная, ведь, кроме рваной раны на шее, иных повреждений эксперты тогда не нашли. «В результате мы провели эксгумацию. Повторная экспертиза действительно выявила пулевое ранение на теле: пуля вошла в подмышечную впадину и вышла через шею, образовав рваную рану. Молодой судэксперт просто не заметил этого». 

«Я читал эту книгу, которую автор посвятил сотрудникам органов внутренних дел. Помню, меня та история тогда очень впечатлила», — вспоминает прокурор. 

***

На просьбу рассказать конкретнее, чем он занимается, Виктор приводит пример: «В 2016 году в нашей стране обозначилась проблема: слишком много людей заключают под стражу на стадии следствия, причем с каждым годом все больше. При этом было очевидно, что количество преступлений снижается, структура преступности меняется. Мы провели анализ и выяснили, что имеются определенные резервы для оптимизации применения данной меры пресечения. Изучили не только практику нашей страны, но и европейский опыт, вместе с Советом Европы провели международную конференцию на эту тему. На основании всех мнений и взглядов на проблемы был принят ряд управленческих решений». Прокурор вспоминает, что в некоторых районах под стражей находился чуть ли не каждый второй обвиняемый, большей частью это были люди, которые обвинялись в совершении преступлений, не представляющих большой общественной опасности, или менее тяжких преступлений. «Сегодня, после принятых мер, ситуация поменялась. Если раньше почти 30 процентов всех подследственных находились под стражей, то сегодня — 24. В количественном отношении это примерно минус 4 тысячи человек. Хороший результат», — считает Граш. Сейчас Виктор занимается обобщением практики расследования половых преступлений против несовершеннолетних, а также вопросом о том, что делать, если наши дети подверглись насилию за рубежом. 
Виктор Граш уверен: в прокуратуру идут не за зарплатой, привилегиями, а по желанию служить букве закона.
«Шахматы помогают мне в работе. Ведь в аналитической сфере необходимо уметь вырабатывать стратегию и предвидеть ситуацию на несколько ходов, знать, к чему приведет то или иное твое решение. При этом, как и в шахматах, чтобы достичь стратегической цели, для начала необходимо решить тактические задачи», — рассуждает прокурор. 

isaenok@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter