Ученица 4-го класса Ника Моложавская.
Создание нового слоя стало возможным благодаря сотрудничеству Программы развития ООН в Беларуси и Центра экологических решений. В списке объектов есть школы, кафе, офисы организаций, церковные приходы, рассказывает координатор проекта «Зеленая карта» Мария Сума:
— Пусть таких точек пока немного, но это первопроходцы, которые имеют уникальный опыт и могут поделиться с теми, кто захочет последовать их примеру. Мы решили добавить такой слой, чтобы показать, что отказаться от пластика в разных сферах жизни вполне возможно.
Объектов пока всего 25, причем в перечне лидируют учреждения образования.
Директор Руднетелешовской школы Татьяна Моисеенко рассказала, как их школа попала в этот список:
— В 2012 году мы присоединились к международному школьному проекту по использованию ресурсов и энергии (ШПИРЭ). Активно стали участвовать в республиканских и международных конкурсах и проектах, неоднократно побеждали в них. Наша маленькая школа известна не только в районе и области, но и в стране.
Координатор проекта ШПИРЭ — учитель начальных классов Надежда Лебедева. Вместе с детьми и коллегами она реализует целый комплекс экологических мер:
— У входа у нас есть специальная емкость для сбора отработавших батареек — их приносят не только ученики, но и местные жители. В 2017 году на месте пустыря возле школы заложили органический плодовый сад, который уже дает урожай. Специалисты Международного государственного экологического института имени Сахарова проводили у нас энергоаудит, обозначили слабые места, и мы после этого существенно сократили потребление энергии.
Благодаря замене окон уменьшились потери тепла, светлые стены позволяют позже включать электроэнергию, меньше ее стало требоваться и после установки энергосберегающих светильников. Каждый такой шаг педагоги обсуждают вместе с детьми, чтобы те понимали, для чего нужны подобные изменения, а придя домой, объяснили родителям.
— Как-то обнаружили у одной из наших коллег огромные счета за воду. Оказалось, что она поливает огород и поит животных водопроводной водой, потому что колодезная плохого качества. В результате создали целый проект для родителей «Хватит ли воды на завтра». Вместе со специалистами мы проверили колодцы на содержание нитратов и рассказали людям, как собрать дождевую воду для экономии.
Надежда Лебедева уверяет:
— Если вы пройдете по нашей школе, то ни у кого не увидите пластикового пакета. Вместо них мы используем тканевые сумки.
В школе отказались от бутилированной воды и одноразовых стаканчиков, их расход мог составлять до полусотни штук в день. Санитарные нормы это не нарушает: вода в чайниках или графинах есть в каждом классе, рядом — разных цветов стеклянные и керамические чашки, у каждого ученика своя.
Четвероклассница Ника Моложавская была автором еще одной инициативы:
— Я и некоторые другие ребята ходят в школу со своими многоразовыми бутылочками. Воду туда можно налить и дома, и в школьной столовой. Мы все знаем, что пластик вредит природе. Два года подряд побеждаю в конкурсе по сбору крышечек. Они не перерабатываются вместе с пластиковыми бутылками, поэтому собираем их отдельно, сдаем, а деньги отправляем больным детям.
valchenko@sb.by