Сгоревшие дотла

С необъяснимым явлением столкнулись белорусские сыщики в начале 90-х годов прошлого века. Нет ему научного объяснения и сегодня.

Алло, милиция?

В Советском РОВД Минска раздался телефонный звонок. Дежурный офицер без особого энтузиазма поднял трубку: наверняка это очередной сигнал в череде жалоб, просьб и обращений, уже поступивших за день на пульт дежурной части от жителей этого беспокойного столичного района. А по какому еще поводу сюда могут звонить граждане?

— Алло, милиция? — в трубке послышался взволнованно-вопрошающий женский голос.

— Да, милиция. Слушаю вас, гражданка, — дежурный взял ручку, открыл регистрационный журнал и приготовился сделать в нем новую запись.

— У моей соседки что-то произошло.

— Рассказывайте, — офицер записал дату и время обращения: … февраля 1994 года. 15.00, ул. Логойский тракт, дом 19. По словам Лидии Ивановны, в ее квартире неожиданно нагрелся и стал почти горячим бетонный пол. Причем только в одном месте, на кухне. Чтобы прояснить ситуацию, она позвонила живущей в квартире нижнего этажа 70-летней Вере Павловне Смирновой (фамилия, имя, отчество изменены), но входную дверь никто не открыл. Поскольку Смирнова была одинокой и тихо коротала дни по большей части в стенах своей квартиры, обеспокоенная женщина набрала номер райотдела милиции.

Дежурный сделал необходимые пометки, как смог, успокоил Лидию Ивановну, сориентировал на новый адрес следственно-оперативную группу, находившуюся в это время на выезде, и сообщил о поступившем сигнале участковому инспектору.

Квартира – не баня. Но…

Старший участковый инспектор майор милиции Олег Феликсович Чернявский, получив от дежурного по РОВД команду до прибытия оперативников выдвинуться на Логойский тракт к указанному дому, в течение десяти минут был на месте. Осмотрев визуально здание снаружи и не обнаружив признаков пожара, поднялся к заявительнице. Лидия Ивановна стояла на лестничной площадке, переминаясь с ноги на ногу в ожидании милиции. Вдвоем они спустились на этаж к соседке, из квартиры которой, как казалось женщине, исходила опасность. Майор осмотрел дверь, сделал несколько глубоких вдохов носом и, не услышав запаха дыма, настойчиво позвонил в дверь. Никто не подходил.

— Вера Павловна?! Вы дома? — Чернявский безуспешно подергал за дверную ручку. В это время в подъезде хлопнула входная дверь, на лестнице появились члены следственно-оперативной группы.

Кратко проинформировав прибывших сыщиков, участковый отправился в ЖЭС за мастером, чтобы вскрыть дверь. Вскоре пришел слесарь и несколько минут «колдовал» над замком входной двери квартиры Смирновой. Наконец с чувством исполненного долга он отошел от нее. Чернявский осторожно нажал на ручку и медленно надавил плечом на дверь. Та поддалась. В лицо участкового инспектора ударил поток горячего воздуха, как из парной, постепенно улетучиваясь из квартиры и растворяясь в прохладном пространстве лестничной площадки. Присутствовавшие, удивленно переглянувшись, вошли в прихожую скромно меблированной однокомнатной квартиры.

Осмотр прихожей и жилой комнаты ничего не дал. Хозяйки не было, все вещи располагались так, как, по-видимому, их расставила в свое время сама старушка. Пока один из оперативников не заглянул на кухню.

Прав ли классик: версия по Гоголю

Представшая взорам присутствовавших картина и сегодня, спустя более полутора десятка лет, свежа в памяти бывшего старшего участкового инспектора. Олег Чернявский: «То, что мы увидели, поразило всех. Возле одной из стен маленькой кухоньки стоял деревянный табурет, у которого лежали две одетые в женские чулки коричневого цвета и обутые в комнатные тапочки человеческие ноги. На табурете и вокруг него высилась горка пепла». Опешив от неожиданности, сотрудники милиции удивленно рассматривали останки человека. Олег Чернявский: «Ни до, ни после за все многие годы службы в органах внутренних дел мне не доводилось сталкиваться с подобным». О случившемся проинформировали в дежурные службы города. Представители ГУВД и МЧС, вскоре прибыв на место, также были обескуражены увиденным.

В конце концов, наметив порядок работы, сотрудники милиции досконально проверили кухонную мебель и помещение, но так и не смогли найти здравого объяснения страшной находке. Нигде не было видно следов насилия и крови, на газовой плите стояли чайник и кастрюля холодного борща, газовый вентиль находился в закрытом положении, явных следов обугливания, гари и копоти, как и иных внешних источников возгорания, в комнате также не было. Да и сами человеческие останки словно аккуратно обрезали чуть выше колен, не испачкав и не попортив при этом чулок. Лишь на стене зловеще выделялся образовавшийся от горения тела ореол контура фигуры человека из копоти и потрескавшейся краски.

ПИРОКИНЕЗ (от греч. «огонь» и «движение») — термин парапсихологии, обозначающий способность вызывать огонь или значительное повышение температуры на расстоянии силой мысли. В научном мире пирокинезом называют явление самовозгорания людей.

Одним из первых официально зарегистрированных случаев самовозгорания человека считают произошедший 19 февраля 1725 года в Париже. Страдающая алкоголизмом жена хозяина небольшой гостиницы Жака Милле спустилась в подвал, захватив с собой бутылку вина. Проснувшийся от запаха гари муж обнаружил на кресле тлеющие останки супруги. Жака Милле арестовали и судили за убийство, но благодаря доктору Ле Ка — одному из постояльцев — он был оправдан.

По информации из разных источников, за последние два столетия зафиксировано несколько сотен случаев пирокинеза

Пепел на табуретке, скорее всего, был тем, что когда-то являлось остальной частью тела хозяйки квартиры и ее одеждой. Выходило, что пожилая женщина сидела и внезапно сгорела, не успев ничего предпринять для тушения себя, причем источником возгорания была она сама. Олег Чернявский: «Пока криминалист и эксперт думали, как правдоподобней сформулировать причину гибели женщины, мне на ум пришло высказывание из гоголевских «Мертвых душ» старухи-помещицы о смерти ее крепостного кузнеца: «…сам сгорел... Внутри у него как-то загорелось, чересчур выпил, только синий огонек пошел от него, весь истлел, истлел и почернел, как уголь…»

Позже суждение об алкогольном следе в деле о происшествии на Логойском тракте еще долго бытовало среди сотрудников райотдела, поскольку другое логическое объяснение в те годы трудно было себе представить, за исключением воздействия сверхъестественных сил. Более или менее внятного научного экспертно-криминалистического объяснения произошедшему также не было найдено, не нашла подтверждения и версия о возможном криминальном характере этой истории.

Не успела закончиться по данному факту проверка, как останки со всеми материалами дела были изъяты представителями какого-то научно-исследовательского института и увезены в неизвестном направлении. Чему, собственно говоря, в РОВД не огорчились.

Если не преступление, то что?

В марте 2010 года российские интернет-сайты запестрели сообщениями о необъяснимом случае самовозгорания семилетнего мальчика в подмосковном Сергиевом Посаде, который с 55 процентами ожога тела был доставлен в реанимацию. Самовозгорание произошло дома, чуть ли не на глазах родителей ребенка. Этот случай и напомнил о схожем событии, произошедшем в белорусской столице в начале 90-х годов прошлого века.

Сегодня бытует множество версий самовозгорания людей, среди которых называется ускорение в сотни раз обменных и окислительных процессов в организме человека или спонтанного выхода из-под контроля реакции ядерного синтеза, якобы происходящей в живых клетках. Некоторые уверяют, что внезапно начинается электролиз — вода в теле вдруг разлагается на водород и кислород, которые вспыхивают, правда, от чего это происходит, объяснить не могут. Американский теоретик Герхард Ливингстон, к примеру, выдвинул теорию, что причиной самовозгорания является воздействие на человека магнитных бурь. А кандидат технических наук Анатолий Стехин, старший научный сотрудник НИИ экологии и гигиены окружающей среды Российской академии медицинских наук, считает, что открыл причину самовозгорания людей. Стехин уверен, что пирокинез — это холодно-плазменное горение. Человек на три четверти состоит из жидкостных образований. Свободные радикалы в ее молекулах способны забирать энергию. Это может быть или солнечная энергия, или биологическая. В исключительных случаях она потоком вырывается наружу. Это и есть холодно-плазменное горение. При нем внешняя температура тела не превышает 36, а внутренняя достигает 2000 градусов. Теория Стехина объясняет странный парадокс самовозгорания: при холодном плазменном горении в пепел превращаются даже кости ног, но обувь остается не тронутой пламенем.

Делаются и другие попытки научно объяснить необъяснимое явление, но пока они порождают больше вопросов, чем ответов.

Леонид КРИВОНОС, «БН»

Автор выражает признательность за помощь в подготовке материала ветерану столичной милиции подполковнику запаса Олегу Феликсовичу Чернявскому.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter