Сфера услуг: для страны и для людей

Сфера услуг — вот направление, которое в  последние десятилетия стремительно прогрессирует во всех развитых странах. Это очень обширная группа отраслей хозяйства — транспорт, информационные технологии, связь, торговля и общепит, туризм, реклама и шоу-бизнес…

Сфера услуг — вот направление, которое в  последние десятилетия стремительно прогрессирует во всех развитых странах. Это очень обширная группа отраслей хозяйства — транспорт, информационные технологии, связь, торговля и общепит, туризм, реклама и шоу-бизнес… В этой сфере происходят технологические прорывы к тому, что именуется информационным обществом. В этой сфере рождаются торговые марки и технологии маркетинга, которые влияют на умы миллионов, на выбор масс покупателей. Достижения в секторе услуг создают благоприятную среду для жизни людей и условия для прогресса в традиционных производственных отраслях. А еще, экспортируя услуги, можно с меньшими затратами обеспечить прирост валютных поступлений. 

Поэтому Совет Министров недавно своим постановлением № 204 внес дополнения и изменения в Комплексную программу развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006—2010 годы. Один из ее показателей — в нынешнем году в нашей стране планируется нарастить экспорт услуг на 40 % к уровню 2007 года. Затем в 2009 году предстоит экспортировать услуг на 20 % больше, а в 2010 году увеличить еще на 21 %.  И к уровню 2005 года в 2010 году объем этих услуг должен вырасти в 2,4 раза. 

В итоге изменится доля сферы услуг в валовом внутреннем продукте Беларуси: с 43 % в текущем году до 46—48 % в 2010 году. В общем числе занятых в экономике удельный вес задействованных в сфере услуг тоже подрастет — с нынешних 56 % до 58 % в 2010 году. Лидеры по этой части — Минск и Витебская область. Тут уже подбираются  к 60 процентной доле занятых в этом секторе. Оно и неудивительно: скажем, в этом году наиболее динамично планируется рост не только страховых и транспортных, но прежде всего туристско-экскурсионных услуг (на 28 %) и услуг в сфере физкультуры и спорта (на 22,5 %). Наша страна вполне может зарабатывать на своих природных особенностях и на инфраструктуре для отдыха, спорта, охоты и рыбалки. А для этого не в столице, а в глубинке нужны современные гостиницы и усадьбы, магазины и кафе, причем эксклюзивные, где местный колорит сочетается с отличным сервисом. Первые ласточки уже есть. 

Тем временем Минстат обнародовал данные о потоках туристов в 2007 году. Нашу страну за год посетили 105 тысяч 410 организованных туристов из зарубежья. Это заметный прогресс — на 15,8 тысячи, или на 18 % больше, чем год назад. Больше всех приезжало гостей из России (свыше 30 тысяч), Литвы (9,3 тысячи), Германии (7,8 тысячи), США (5,3 тысячи). Увеличилось число посетивших Беларусь граждан Бельгии, Израиля и Турции. Похоже, у нас начинают понимать, оценивая опыт соседей: нет «неинтересных» стран, всегда можно «подготовить и упаковать» интересный для туриста продукт. Более ста тысяч иностранцев за год уже позволяют сопоставить объем въездного туризма с выездом соотечественников на отдых за рубеж. Когда-то разница была в 15—20 раз, теперь уже лишь в 5 раз. В 2007 году выехали из Беларуси за рубеж 516 тысяч 796 туристов. В основном они отдыхали в Украине, в средиземноморских странах и на Ближнем Востоке. 

Производство потребительских товаров в январе 2008 года увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9,5 % и составило 1,8 трлн. белорусских рублей. Как информирует Минстат, за первый месяц года произведено продтоваров на 857 млрд. белорусских рублей, непродовольственных товаров выпущено на 798,1 млрд. белорусских рублей, в том числе производство товаров легкой промышленности возросло на 6,8 %. 

В Санкт-Петербурге возможно создание сети магазинов белорусских товаров, предложил заместитель премьер-министра Беларуси Андрей Кобяков на заседании совета делового сотрудничества Беларуси и Санкт-Петербурга. Продукция белорусских производителей хорошо известна покупателям, но недостаточно широко представлена в торговых сетях Петербурга. Для более эффективных поставок белорусских продуктов планируется установить номенклатуру и объемы востребованных товаров, сотрудничать напрямую с производителями. На заседании было решено разработать целевую программу для создания в северной российской столице сети магазинов белорусских товаров. 

Цены на нефть снова резко пошли вверх. Уже в понедельник цены по сделкам с нефтяными контрактами составляли 96,4 доллара за баррель нефти «Brent» в Лондоне и 97,5 доллара за баррель «Light Sweet» в Нью-Йорке. За 19 февраля котировки нефти заметно повысились, до 98,5 доллара в Лондоне и до 100 долларов в Нью-Йорке. Активные покупки с поставками на март—апрель вызваны опасениями возможного прекращения экспорта нефти из Венесуэлы в США в ответ на судебный иск американской корпорации «ExxonMobile» (слушания по нему начаты в Лондоне 22 февраля). Золото в Лондоне оценивалось в 916,5 доллара за унцию.  Росту котировок евро по отношению к российскому рублю помогло ослабление доллара к евро на международном валютном рынке.

За 1 евро на мировом рынке платили 1,47 доллара.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter