Сезон «Щелкунчика». Гостевая программа ХХІІІ Международного фестиваля современной хореографии в Витебске не обошлась без сенсаций.

Главные из них приготовил киевский хореограф Раду Поклитару, снискавший славу «мастера скандалов в классическом балете». 14 лет назад начинающий хореограф Поклитару привез на конкурс в Витебск свою работу и провалился на первом туре. Озадаченно подошел к мэтру современной хореографии Евгению Панфилову, одному из соучредителей первых фестивалей в городе на Двине, чтобы понять, что не так. И тот открыл глаза – искусство расцветает при феноменальном соединении контрастов. Поэтому, прежде чем поставить всем известную сказку «Щелкунчик», Поклитару перечитал Гофмана и увидел свое либретто для кассового спектакля.
Магия поклитаровского «Щелкунчика» захватывает с первых тактов. Роскошные костюмы и утонченный артистизм, ошеломительные режиссерские новации дополняют меткие психологические наблюдения. А сколько комизма в сцене, когда серые мыши в белых пачках на пуантах нестройными голосами трогательно распевают вокализ!
Второй спектакль Поклитару («Дождь» на музыку народов мира и И.С. Баха), прошедший в рамках фестивальной программы уже как мастер-класс, еще раз продемонстрировал поклонникам современной Терпсихоры проникновение в теорию невероятности в тандеме со смелым талантом и безупречным художественным вкусом. Своим дерзновением «Киев модерн-балет» расширяет рамки современного искусства и не оставляет никакого шанса для скуки.
Среди мэтров в составе жюри конкурса фестиваля немало именитых постановщиков: от страны-хозяйки – Валентин Елизарьев (он же председатель судейской коллегии), Дитмар Зайфферт (Германия), Cяо Сухуа (Китай), Рене Номмик (Эстония), само собой, Раду Поклитару и Сергей Смирнов из Екатеринбурга. К слову, не единожды лауреат «Золотой маски» Смирнов приготовил свой очередной сюрприз с претензией на сенсацию для гостевой программы фестиваля: премьерный показ танцспектакля «За краем край», поставленного с коллективом прославленных панфиловцев.
– Я всегда ставлю на конкретного исполнителя, – говорит Сергей. – Мне интересно работать с пермским театром «Балет Евгения Панфилова», потому что любое отвлечение от своей труппы дает возможность посмотреть на себя с другой стороны. Работа с балетом Панфилова – это как новая любовная история.
Смирнов не любит сцен с респектабельным горизонтом и артистами во фраках. Его стихия – местечковые неудачники, маленькие люди в потертых штанах и старых ботинках. Их мир – соитие духовного и материального, щемящая тоска по несбывшейся мечте, ретропрочтение давней истории с грустным финалом. Исключительно уральский, или возьмем шире – русский, современный балет с эксцентричным началом.
«Витебский фестиваль современной хореографии дал начало многим состоявшимся ныне проектам», – считает минский хореограф Дмитрий Залесский, который сам вырос на этом престижном фесте, а теперь с успехом колесит по Европе. И на этот раз сам За-
лесский и его «D.O.Z.SK.I» удивляли жюри и зрителей своими новыми яркими постановками, настаивая на том, что между хореографами нет «ничего общего» (так и называется его кричащая миниатюра про двух задиристых гусей). Жюри присудило Дмитрию Залесскому самую «дорогую» для хореографов премию международного фестиваля – Премию имени Евгения Панфилова, которая вручается в Витебске с 2002 года.  И это стало признанием белорусской хореографической школы. Теперь Дмитрий мечтает, чтобы у его театра появилось свое помещение. 
А вот Гран-при солистам государственного ансамбля танца Китайской народно-освободительной армии никого не удивило. Китайские танцоры были безупречны и показали высший класс. Их «Осмысление» – известная тема о сокровенном и вечном, и хотя в танце в принципе не было никакого эксперимента, но в отточенном мастерстве прослеживалась основательная подготовка.
Свежим ветром повеяло на фестивальной сцене и с японского острова Садо. Миниатюра, представленная японскими танцовщицами, занявшими второе место в конкурсе, соединила, казалось бы, несоединимое: традиционную культуру Страны восходящего солнца и европейский взгляд на современный женский танец.
– В Витебске мы увидели европейскую культуру с новой для нас стороны, – отметила Мицуэ Вакабаяши. – Нас поразила свобода, с которой вы мыслите.
Новые стили и техники современной хореографии, представленные на международном фестивале, объединившем танцовщиков 13 стран, теперь стали достоянием как европейских, так и восточных хореографов. Разъезжаясь по домам, они снова сказали друг другу: до новой встречи в Витебске!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter